Воспоминания Золотухина Сергея Петровича

Мы продолжаем публикацию воспоминаний участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Благодаря им, посетители сайта смогут узнать вклад личного состава ВСЧ в выполнение правительственного задания. Эти воспоминания связаны с поистине героическими событиями.

Надеемся, что весь присланный материал найдёт своё отражение в специальном разделе «О роли военных строителей в ликвидации последствий аварии» при выпуске книги с рабочим названием «Чернобыльцы – 30 лет спустя».

Комитет Союза офицеров ветеранов ВСЧ атомной энергетики и промышленности искренне благодарен Чередову А.А., Мартьянову С.А., Нигматуллину Н.Р., Бабчаннику Е.И. Головнину В.И., Губанову В.Ю., Шишканову В.М., Кузнецову В.А., Купяк Р.Н., Золотухину С.П. и другим ветеранам за присланный в наш адрес материал с воспоминаниями и фотографиями.Золотухин Сергей петрович

Воспоминания полковника в отставке Золотухина Сергея Петровича, главного инженера 5-ого района, награждён орденом «Трудового Красного Знамени».

Для выполнения работ по сооружению укрытия над четвертым блоком Обнинскому управлению строительства было поручено выполнить комплекс работ по организации строительно-монтажных работ 3-х бетонных заводов непрерывного действия СБ-109 и дальнейшая их эксплуатация.

Для решения данной задачи начальник стройки Ус Юрий Алексеевич назначил Юрина Валентина Ивановича начальником пятого района по возведению этих заводов, а меня главным инженером .

Я приехал в зону 28 мая, а 30 мая состоялось первое совещание у начальника управления УС-605 Рыгалова Евгения Васильевича. Каждому району была доведена задача по объемам работ и срокам их выполнения. Отделы и службы в то время только формировались, а поэтому каждый район решал все вопросы самостоятельно.

Очень важный вопрос решался по выбору места для заводов. Их нужно было разместить как можно ближе к станции, чтобы сократить время на перевозки бетона. Первоначально мы с начальником стройки и дозиметристами приехали к пятому и шестому блоку станции, но там была высочайшая радиоактивность, и дальнейшая эксплуатация заводов была бы невозможна.

Поэтому место для заводов было выбрано на берегу реки Припять, в 7-и километрах от станции. Выбор места строительства учитывал транспортные схемы и энергообеспечение. Это место было согласовано с речниками, которые углубили фарватер реки Припять и организовали причал для выгрузки барж ,на которых доставляли материалы. Цемент и добавки доставлялись автомобильным транспортом.

Первого июня мы первый раз приехали на эту площадку. Это было голое поле , на котором нам предстояло работать.

ЗолотухинДля выполнения работ были привлечены войска Министерства обороны. Дорожно-строительный батальон переместил грунта для проезда и площадок 120 тыс. куб. м.

Все вопросы решались в течение суток. Сами заводы изготавливались на Украине в г. Славянске. Поэтому, получив паспорта на оборудование, сразу приступили к строительству фундаментов. Первый кубометр бетона для фундамента под оборудование был уложен уже 4-ого июня, и, хотя бетон поставлялся из Киева, фундаменты под первый завод были выполнены к 6 июня.

Одновременно выполнялись работы по всем участкам: энергетика, водоснабжение, автомобильные дороги, причал и обустройство быта.

Была поставлена задача к 15 июня выдать первый кубометр бетона. К этому сроку готовились и на аварийном блоке, чтобы начать его бетонировать.

Наш район курировал от УС-605 Середа Геннадий Максимович, который ежедневно присутствовал на площадке и оперативно решал все вопросы в штабе. Все понимали , что решив вопрос с поставкой бетона, можно будет начать работы по аварийному блоку. Поэтому все службы относились с полным пониманием и ответственностью.

Мы приступили к монтажу оборудования первого завода 7-ого июня. Работы велись круглосуточно — в 2 смены по 12 часов. Мне приходилось оставаться на площадке по 14 — 16 часов. Работы по монтажу оборудования были закончены 11 июня. Когда начались пуско-наладочные работы, возникли непредвиденные трудности. Пришлось вызывать представителей завода-изготовителя и заканчивать данные работы совместными усилиями.

Первый завод был пущен в эксплуатацию 15 июня. При пуске первого завода присутствовала правительственная комиссия во главе с Председателем комиссии Масляковым А.В. и министром Славским Е.П. Они отметили небывалый темп строительства и самоотверженность людей.

Золотухин2С пуском первого завода мы сами использовали бетон для продолжения работ на втором и третьем заводах.

Пуск второго и третьего заводов был закончен 4-ого июля. Заводы при полной загрузке позволяли выдать до 6 тыс. куб. метров бетона в сутки,что позволило быстро возвести саркофаг над 4-ым блоком, на месяц раньше намеченного срока.

С поставленной задачей наш район справился в полном объеме. Особенно хочется сказать о людях, которые принимали участие в ликвидации аварии. Все трудились с полной отдачей и с полной ответственностью. Всегда буду вспоминать своих товарищей, с которыми мне пришлось трудиться в те дни: Юрина В.И., Коновалова Н.А., Ковалева В.А., Карташова A.M., Позднякова Б.И. и многих других.

Выполнение общей задачи сплотило всех исполнителей в один слаженный коллектив. И несмотря на все трудности, у каждого участника всегда жива память о том времени и гордость за проделанную работу по ликвидации катастрофы.

Золотухин Сергей Петрович, главный инженер 5-ого района.

Интересное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *