Карпенко Василий Николаевич. Загадка трагедии в Арзамасе-1.

К  35-летию катастрофы на  железнодорожном узле станции Арзамас-1.

Загадка трагедии.       

Я, по своей сути, не отношусь к блогерам, да в то время такого слова никто и не знал.    Но, по воле случая, пришлось снять документальный фильм и его комментировать. Позже его показывали на канале  телевидения в программе «Служу Советскому Союзу».

А причиной тому стала ужаснейшая катастрофа на железнодорожном узле Арзамас-1, Горьковской области, в ликвидации которой активное участие принимали и военные строители Центрального управления военно-строительных частей Министерства среднего машиностроения.

С 1986 по 1988 год я проходил службу в войсковой части 62253 в должности  заместителя командира части по политической части, которая дислоцировалась в г. Арзамас-16, рядом с городом Арзамас, Горьковской области, о котором 4 июня 1988 года, из средств массовой информации, узнал весь мир. Хотя в масштабе Советского Союза город давно был известен тем, что на его территории активно функционировал Приборостроительный завод, который стал одним из крупнейших в своей отрасли и являлся одним из ведущих предприятий, разрабатывавший системы управления и контроля беспилотного космического челнока «Буран». А машиностроительный завод (АМЗ) выпускал бронетранспортеры для Вооруженных Сил СССР. Это был хорошо развитой промышленный центр. Он имел крупный железнодорожный узел Арзамас-1, через который проходило огромное количество железнодорожных составов.

В то ранее субботнее утро многие горожане, радуясь теплому  началу лета, собирались кто на дачные участки, которые располагались недалеко от городской черты, кто по своим делам в магазины. Многие домохозяйки занимались приготовлением завтраков, уборкой квартир.

Внезапно, на железнодорожном переезде, где в ожидании прохода железнодорожного товарного состава, с обеих сторон шлагбаумов, находилось большое количество автомобильного и мотоциклетного транспорта, повозок, запряженных лошадками, да и просто пеших людей, ждавших прохода товарного железнодорожного состава, произошел страшной силы взрыв. В воздух взлетели два железнодорожных вагона, а сам состав был разорван напополам. Мощность его усилила детонация главного газопровода, который находился как раз в районе взрыва вагонов.

Подробно сегодня об этой катастрофе можно прочитать в Интернете, я комментировать не буду. Печально то, что это была не единственная катастрофа второй половины девяностых годов двадцатого столетия. Не завершились еще работы по ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, как пошла целая серия  других трагических случаев.

Взрыв был такой силы, что нанес огромный ущерб городскому хозяйству, жилфонду и огромному количеству дачных строений. На месте взрыва образовалась воронка в 10 метров глубиной и более 70-ти метров шириной. Более 250 метров железнодорожных путей будто бы испарились, а локомотив состава был отброшен на 70 метров в сторону.

Вокруг места взрыва, в радиусе нескольких сот метров, были разрушены, или повреждены 160 промышленных и гражданских зданий, и более тысяч  жилых домов.

Главная трагедия в том, что погибло много людей и не менее получило увечья. А тех людей, которые находились в это время в эпицентре взрыва, найти  вообще  не удалось.

Поэтому, вот уже спустя 35 лет со дня катастрофы точное число погибших никто назвать не может. Названы различные данные, но они примерные.

Беда могла быть еще большей силы, если бы во время взрыва, хоть не некоторое время, задержался другой, армейский  состав, перевозящий боеприпасы и боевую технику. Такое наложение детонации взрывчатых веществ могло не оставить камня на камне от всего города.

Для ликвидации последствий катастрофы были привлечены войсковые части Московского военного округа, пожарные, добровольческие дружины и строительные тресты.

В течение десяти дней были полностью восстановлены абсолютно все инфраструктурные коммуникации города.

Как только были сняты милицейские кордоны я, с полковым фотографом Виктором Ивановичем, приехали на место взрыва, чтобы запечатлеть на фотокамеру его последствия.

К этому времени основные следы катастрофы были ликвидированы, но вид все равно  был не для слабонервных. Глубоченная  воронка на месте взрыва, вокруг валялись завязанные в узел железнодорожные рельсы и, что нас особо поразило: стоящие по обочинам железнодорожных путей вековые тополя плакали. Такое впечатление ассоциировалось,  как будь-то пришел великан, двумя руками взял деревья за ствол и разорвал их  пополам, живьем, а по оставшимся  от корня стволам спускались нити, по которым тек сок. Это были слезы печали, слезы траура, слезы горя.

Сколько глазу было видно вдали, на дачных участках лежали, как спичечные коробочки, сломанные ударной волной домики и деревья. А рядом, кирпичный забор ограждающий периметр завода, был вогнут внутрь, нет, не разрушен, а именно вдавлен.

Он построен был на века и устоял от ударной волны. Ущерб небольшому промышленному центру Поволжья был нанесен колоссальный. Позже правительственная комиссия оценит его в 110 миллионов рублей.

В домах глазницы оконных проемов были пусты, вокруг крыши домов отсутствовали.

Из Министерства среднего машиностроения поступила команда начальнику  Управления строительства Арзамас-16 по возведению нового жилого фонда для пострадавших от катастрофы на строительной площадке г. Арзамас.  Так, как  строительные работы в составе арзамасского УС 606 выполнял личный состав войсковой части 62253, то по распоряжению начальника строительства командиром войсковой части подполковником Распоповым А.В. и его заместителем по производству подполковником Гвоздецким А.П. незамедлительно были сформированы подразделения из прикомандированных военнообязанных, выведенных из чернобыльской тридцатикилометровой зоны.

И уже к концу 1988 года на поле, где ранее была посеяна озимая рожь, вырос целый микрорайон.

Работали бригады более чем по-ударному. Все члены бригад были взрослые мужики, которые имели свои семьи и прекрасно понимали, какое горе  внезапно свалилось на головы арзамассцев.

Совместно с руководством Управления строительства, мы, командование войсковой части, организовали соревнование среди бригад за лучшие объемы и качество с ежесменным подведением итогов, вручением грамот и ценных подарков.  Дома росли, как грибы после дождя. От комиссии по качеству никаких претензий к строителям не было.

Все работали на совесть и с высокой ответственностью.  При возведении домов и инфраструктуры отмечался наработанный опыт организации обеспечения фронта работ необходимыми материалами, полученный в Чернобыле. Это было заметно. График поставки бетона, железобетонных изделий, кирпича и других строительных материалов  настолько четко выполнялся, что простоев не было. Да этого никто и не допустил бы.

Потому, что этот важнейший объект был на контроле в Министерстве среднего машиностроения. Складывалось такое впечатление, что на Арзамас работала вся страна.

Вклад военных строителей в выполнение программы был высоко оценен: итогом всей работы и результатов соревнования бригадиры, которые добивались постоянно наивысших результатов в соревновании, домой уехали на автомобилях, которые были выделены Минсредмашем. А город получил прекрасный микрорайон и качественное жилье для людей, пострадавших, как сделала выводы комиссии, от «человеческого фактора». Командование войсковой части и подразделений, участвующих в организации  работ личным составом, так же были поощрены командиром войсковой части 25525 и Министром среднего машиностроения.

Полковник в отставке Карпенко В.Н.

USSR. June 6, 1988. Vladimir Voitenko/TASS
———–. 6 июня 1988 г. Трагедия в Арзамасе. Место взрыва вагонов. Войтенко Владимир/Фотохроника/

Интересное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *