ВОЕННЫЕ СТРОИТЕЛИ-ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 01013

Л. Кошелева, Л. Шапир
ВОЕННЫЕ СТРОИТЕЛИ-ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 01013


На снимке (слева направо): Полковник Владимир Емельянович Селиванов. Воевал в Восточной Пруссии, в Калининграде, участвовал в боевых операциях против националистов в Прибалтике. В городе — с 1953 года. 41 год прослужил в вооруженных силах. 18 лет работал заместителем начальника УВСЧ по производству. Полковник Сергей Иванович Соколов, участник войны. Воевал под Сталинградом в составе 1 и 2-ю Украинских фронтов; освобождал Украину, Румынию, Венгрию. В Озерск прибыл в 1953 году. Военную службу закончил в 1976 году в должности начальника УВСЧ. Имеет 24 правительственные награды. Подполковник Трофим Евдокимович Радченко, участник войны. Воевал на Воронежском фронте, командир пулеметной роты. В городе — с 1946 года. С 1967 по 1977 год работал заместителем начальника штаба УВСЧ. Имеет 15 правительственных наград.

В 90-е годы было расформировано Управление военных строительных частей, называемое в официальных документах — в/ч 01013. Это событие осталось незамеченным. Вроде и не было у нас военных строителей.

Между тем, заслуги личного состава УВСЧ трудно переоценить. Он принимал самое активное участие в строительстве промышленных объектов вашего города, Челябинска-70, Златоуста-36. Личный состав в/ч 01013 оставил свой добрый след и в центральной России, и в Прибалтике, и в Сибири, и в Средней Азии, и в Казахстане.

Когда в сложнейших, экстремальных условиях возникала необходимость в максимально короткие сроки возвести новые объекты оборонного значения, наших военных строителей буквально по тревоге бросали в необжитые, неблагоприятные для существования места… Не миновала военных строителей и участь ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

Давайте, уважаемый читатель, вспомним о многотрудном, но славном пути наших военных строителей.

Первый батальон фронтовиков — будущих строителей — прибыл на нашу строительную площадку в январе 1946 года. Первую ночь солдаты, сержанты и офицеры по очереди, по ротам отогревались в общежитии рабочих, а утром стали разбивать палаточный городок.

Ветеран «ЮУС» И.Я. Клочко вспоминает: «Печек в палаточном, городке не хватало, поэтому жгли у костры. Чтобы не мерзнуть во время перекуров возле костров проводили танцы под гармошку»…

В первые годы бытовые условия у военных строителей иначе как плохими назвать было нельзя. Вот что рассказывает ветеран войны и УВСЧ Т.Е. Радченко: «Прибыли на место (южный берег промышленного озера) 1 апреля 1946 года. Сразу же приступили к благоустройству. Несмотря на то, что указанное нам место жительства оказалось длинной (около 60 метров) полуразрушенной землянкой, к наступлению темноты она уже была отремонтирована и укрыла от холодной ночи все наше большое (300 человек) подразделение. И все же две «печки буржуйки» не обеспечивали землянку достаточным теплом. Трофим Евдокимович продолжает: «Но замечу, что никогда не было жалоб, ведь личный состав состоял из фронтовиков, которым приходилось выполнять боевую задачу в несравненно более тяжелых условиях, под обстрелом врага».

Прошло семь лет. Вспоминает полковник в отставке С.И. Соколов, много лет возглавлявший УВСЧ: «В июне 1953 года началась моя служба в военно-строительных частях. Полк, которым командовал подполковник К.Н. Федченко, располагался в бывшем лагере заключенных. Быт примитивен — бараки с двухэтажными нарами. Даже умывальники и те отсутствовали».

У большинства солдат, сержантов и офицеров не было опыта ведения строительных работ. А ведь предстояло возвести уникальные промышленные объекты. К тому же бывшим фронтовикам предстояло преодолеть демобилизационные настроения, связанные с окончанием войны. По сути для них это был второй фронт. Ветеран УВСЧ В.К. Верхолашин: «Мы мечтали о доме, об устройстве дальнейшей мирной жизни, об учебе и семье. Приказ, с которым нас познакомили, стал ледяным душем, разогнал мирные житейские думы. Его суть сводилась к тому, что нашему брату-солдату о демобилизации думать не приходилось «до особого распоряжения», а оно последовало только в конце 1950 г.»

В дальнейшем рядовой состав УВСЧ пополнялся молодыми призывниками, не имевшими, как правило, строительной специальности, которых предстояло в кратчайший срок обучить профессии, научить производительно трудиться. А на все это отводилось только два года.

Для того, чтобы себе более полно представить, какие трудности ложились на офицерский состав УВСЧ отмечу, что военно-строительные части комплектовались, как теперь принято говорить, «по остаточному принципу».

Среди призывников было немало лиц, успевших побывать в местах заключения, находились и такие, кто пытался насадить среди военных строителей порядки, свойственные уголовному миру.

В наших военно-строительных частях служили воины многих национальностей, в том числе представители коренных народов Средней Азии, слабо владеющие русским языком. С ними проводились специальные занятия по русскому языку.

Благодаря громадной работе, направленной на сплочение воинов, уважительному отношению к представителям всех народов, в военно-строительных частях удавалось избегать конфликтов на национальной почве.

Вспоминается такой любопытный факт из совсем недавнего прошлого. В городской полк к воину-литовцу приехал отец с распоряжением вышестоящего командования о направлении его сына для продолжения дальнейшей военной службы на родине. Но тот отказался покинуть воинскую часть: «Мне здесь хорошо служится. В Литву поеду только после демобилизации».

Как свидетельствуют многочисленные воспоминания и архивные документы, большинство личного состава ВСЧ работало с высоким чувством ответственности, стойко перенося выпавшие на их долю трудности.

Командир второго военно-строительного полка, будущий начальник УВСЧ И.Ф. Шашлов вспоминает, что «дневное задание выполнялось на 130-150 процентов, а во втором батальоне — на 150-180 процентов, а ведь этот батальон был занят на тяжелых подземных работах, которые вело подразделение Московского метростроя».
Для того, чтобы быстрее возводить промышленные и гражданские объекты, военные строители налаживали постоянные и плодотворные контакты с подразделениями строительства.

Осенью 1947 года на заседании комсомольского бюро второго военно-строительного полка с участием «четвертого строительного района» было принято решение: создать ударную комсомольскую бригаду, состоящую из участников войны, возглавить которую поручили командиру отделения Владимиру Богданове кому. Производителем работ по строительству паровозного депо, где трудилась бригада Богдановского, был назначен Леонид Химичев.

Бригада каменщиков В.К. Богдановского трудилась с величайшим подъемом и упорством, она успешно овладела смежными профессиями — плотников, штукатуров-маляров. В результате паровозное депо было сдано в эксплуатацию досрочно.

Ветеран войны и УВСЧ В.Е. Селиванов рассказал такой случай: «Укладывая в три смены бетон на спецсооружениях завода № 235, военные строители выполняли норму выработки более чем на 200 процентов. Отделение Валерия Чернышева, ведя плиточные работы на строительстве бассейна «Дельфин» и магазина «Универмаг», выполняло норму на 180-200 процентов при отличном качестве».
В/ч 01013 на протяжении десятилетий считалось лучшим военно-строительным Управлением Министерства.

Военные строители наряду с вольнонаемными инженерно-техническими работниками ПО «Маяк» и «ЮУС», а также заключенными участвовали в ликвидации последствий аварии на «25-м объекте» в сентябре 1957 года. При этом многие воины получили большую дозу облучения.

Вот что об этом вспоминает С.И. Соколов: «Когда солдаты надевали рабочую одежду, а ее меняли редко, пыль стояла столбом и вместе с радиоактивными частицами вдыхалась в легкие. И тогда я обратился с письмом к главному инженеру ПО «Маяк» Г.В. Мишенкову. Но за это от начальника строительства П.Т. Штефана через начальника УВСЧ полковника Д.В. Чуб получил устное взыскание «за разглашение режима секретности…

Командиры и политработники всех категорий, не подменяя производственный персонал строительства, а помогая ему, постоянно находились на месте производимых работ, следили, чтобы военным строителям были созданы нормальные условия для работы. От воинов же требовался добросовестный труд.

В самый ответственный период создания первых объектов ПО «Маяк» начальник строительства М.М. Царевский начал вести непримиримую борьбу с потребительским отношением к воинам-строителям. Своим приказом Михаил Михайлович запретил использование на строительстве носилок, «коз», чтобы побудить производственный персонал внедрять более прогрессивные средства транспортировки тяжестей. Но приказ плохо выполнялся. Тогда начальник строительства организовал публичное сожжение запрещенных к использованию приспособлений.

Что же помогало личному составу УВСЧ на протяжении многих лет успешно выполнять свою задачу?

Во-первых, то, что к военно-строительным частям относились не как к временному контингенту, поэтому старались создать нормальные бытовые условия. Быту стало уделяться особое внимание, когда начальником Южно-Уральского управления строительства стал А.В. Пичугин.

1973 г. знаменателен тем, что был заложен новый капитальный городок в полку в/ч 01014, а в в/ч 14078 начали строиться две трехэтажные казармы, столовая, библиотека. Значительно улучшились условия жизни в казармах. Каждую роту обеспечили телевизором. Каждый полк построил для себя по две теплицы, а свиной откорм давал ежегодно дополнительные к столу 25-30 тонн мяса. Без всяких натяжек питание солдат можно было назвать хорошим. На базе теперешнего лагеря «Отважных» был создан однодневный дом отдыха для военных строителей. Для воинов открылась вечерняя школа рабочей молодежи, возглавляемая М.А. Сапоговой.

. Жизнь военных строителей становилась день ото дня более интересной, возрождалась художественная самодеятельность. В драматическом театре не раз выступал хор военных строителей, который насчитывал несколько сот человек. Помните у Маяковского: «здесь будет город сад»? А солдат Диков (в/ч 01014) так выразил свои чувства в стихотворении «Наш город»:

Глухой тайгой был этот край суровый,
Кругом леса, леса и ни души.
И лишь, порой, охотник и ездовый
Топтали грязь демидовской глуши.
Но вот вовсю работа закипела,
Моторов рев встревожил здесь покой.
Народ трудился яростно и смело,
Щит создавая Родины родной.
То тут, то там вставали величаво
За домом — дом, за кварталом — квартал.
День ото дня строителям на славу
Наш молодой соцгород вырастал.
Взгляни теперь на местные картины,
Совсем другой рисуется пейзаж:
Дом пионеров, школы, магазины.
Куда ни глянешь — радуется глаз…

Следует отметить эффективную систему обучения солдат нужным строительству специальностям. Занятия проводились с освобождением от работы на курсах для молодого пополнения в учкомбинате строительства, где теоретическая учеба сочеталась с практикой передовых приемов труда. Учкомбинат — основную кузницу кадров возглавлял С.М. Гринь, а затем — А.Ф. Саранских. Филиалы учкомбината были созданы во всех полках.

Немаловажную роль сыграло то, что принято обозначать термином «работа с людьми». Именно она способствовала созданию благоприятного психологического климата.

Сегодня многие считают, что все решают деньги. Но я глубоко убежден, что это не так.

Хорошо помню, как на строительстве «южной нитки» завода № 35 было организовано соревнование среди военных строителей. Итоги выполнения дневного задания каждым отделением подводились ежедневно. По результатам работы за день выпускались боевые листки. На вахте, у входа на территорию военного городка, строителей музыкой приветствовал духовой оркестр. Родителям воинов, отличившихся на строительстве объектов, направлялись благодарственные письма. Все это, несомненно, стимулировало трудовой энтузиазмю

Надо отдать должное офицерскому составу наших военно-строительных частей. Большинство из них самоотверженно трудились не одно десятилетие на строительстве городских и производственных объектов.

Часть офицеров прибывала в полк за полчаса до подъема, т.е. в 5 ч. 30 мин. Остальные приезжали в 7 ч. 30 мин. Уезжали домой не ранее 20 часов, а многие находились там до отбоя, до 23 часов.

Если в воинской части имели место нарушения дисциплины, офицерам приходилось оставаться в военном городке и на ночь. Офицеры систематически дежурили по воинской части в течение суток.

Многие из военных строителей навсегда связали свою судьбу с нашим городом, работая не только в «ЮУС», но и на ПО «Маяк», в городских организациях. Среди них — нынешний глава администрации А.Н. Подольский, заместитель директора ПО «Маяк» В.Ф. Иванов и многие другие.
В состав нашего УВСЧ в отдельные периоды входило до 12 воинских частей, а численность полков, как правило, составляла 3 тысячи человек. Среди наиболее отличившихся: начальники УВСЧ Н.Д. Столетний, Д.В. Чуб, И.Ф. Шашлов, С.И. Соколов. Н.В. Самойлов, начальники штаба УВСЧ А.Н. Перцев, зам. начальника штаба Т.Е. Радченко, заместители начальника УВСЧ Г.Н. Доброгорский, В.Е. Селиванов, А.Ф. Ульяницкий, И.Ф. Адигамов, командиры полков П.Г. Станкевич, И.А. Жарко, И.И. Кондратьев, Л.А. Королев, К.Н. Федченко, А.Ф. Марков, Т.Ф. Казаков, А.И. Кравец, командир отряда Г.Х. Меликьян, политработники М.М. Боймельштейн, И.С. Манайчев, Х.А. Рахманкулов, военный комендант В.А. Труфанов, старшие прапорщики И.В. Дроздовский, М.Г. Славинский, И.Ф. Болтенков, И.И. Глемейда, Н.Т. Щеголев и многие другие.

Прочитав все вышеизложенное, у читателей может создаться впечатление, что уж больно благостную картину нарисовал автор. Разве в наших военно-строительных частях не было того, что нынче называется дедовщиной? Разве не было пьянок? Плохого отношения к службе? Разве не было драк, когда шли в ход пряжки от ремней? Да, все это было. Как говорится, из песни слов не выкинешь.

Но сегодня, когда УВСЧ прекратило свое существование, мне хочется сказать о хорошем, что было совершено в Озерске, Снежинске. Челябинской области и далеко за ее пределами военными строителями. Проходя по улицам города, бывая на промплощадке, вглядываясь в дома, магазины, школы, учреждения быта и культуры, промышленные объекты, давайте с чувством благодарности вспомним тех, кто вместе с трудящимися Южно-Уральского управления строительства, монтажных организаций, ПО «Маяк» создавал все это своими руками.

Интересное


1 комментарий

  1. Геннадий:

    Всех кто перечислен в статье «Военные строители- В/ч 01013,я лично знал и знаю. Т.к. это товарищи моих родителей. То же первостроителей 40-ки.

  2. Я служил в 1978-1980гг.в Челябинске-65 (Сороковке) Строительством занимались в/ч 01014 и в\ч 14078, а В\Ч 01013, где служил я, это авторота, т.е. мы обеспечивали транспортные услуги этим полкам. Полковник Селиванов (как мне помнится) был нач.штаба,а командиром управления генерал-майор Сычов. Подполковник Ульяницкий- зам. по тылу, а прапорщик Глемейда — мой непосредственный командир. (ком-р 2-го взвода в автороте). К слову, очень порядочный человек,чуткий , отзывчивый, в меру строгий и главное справедливый командир. За время службы не было ни одного повода усомниться в его компетентности, человечности… Очень теплые воспоминания о службе в СА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *