Предыстория ВСЧ атомного проекта

По «Атомному проекту» предполагалось построить огромное количество промышленных предприятий, научных учреждений и лабораторий, как в городах, так и вдали от населенных пунктов, при отсутствии транспортных коммуникаций и какой-либо инфраструктуры. Правительством страны в сентябре 1948 года было принято единственное в этих условиях правильное решение о создании для новой отрасли специализированных воинских частей, состоящих из военных строителей и командного состава. Была создана структура военно-строительных частей (ВСЧ), которые напрямую входили в состав строек и предприятий новой отрасли, осуществлявшей координацию и руководство всеми ВСЧ. Именно эта дата принята за начало отсчета деятельности военно-строительных частей, созданных исключительно для строительства атомной отрасли. С большой уверенностью можно утверждать о том, что без принятия этого решения, вряд ли возможно было выполнить поставленные задачи создания атомной энергетики и промышленности в столь короткий период времени.
Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с предысторией военно-строительных частей атомной отрасли, людях и подразделениях, которые начинали работы по созданию новой атомной отрасли. Материал для сайта любезно предоставил Кириченко Виктор Викторович.

 

ПРЕДЫСТОРИЯ

ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ АТОМНОГО ПРОЕКТА СССР.

Рождение строительных частей атомной отрасли. 1945-1950 год.

Участие военно-строительных батальонов атомной отрасли в Великой Отечественной войне 1941-1945.

 

Рождение, начало развития и становление атомной отрасли нашей страны, неразрывно связанно с военно-строительными частями НКВД (МВД) СССР. Именно этим структурам, обладающим огромными людскими ресурсами и значительным материально-техническим обеспечением, было поручено начать осуществление первоначальных строительно-монтажных работ по созданию предприятий ядерного комплекса страны. Формирование военно-строительных частей для нужд атомных объектов Первого Главного Управления (далее ПГУ) Совета Народных Комисаров (далее СНК) СССР началось в 1945 году.

Государственный комитет обороны СССР (далее ГКО), 20 августа 1945 года принял решение об образовании Специального комитета при ГКО, для работ по изготовлению атомной бомбы. Комитет получил неограниченные полномочия по использованию любых ресурсов Советского Союза из любого региона страны. Главой Специального комитета был назначен заместитель председателя ГКО и Совета Народных Комисаров СССР (далее СНК СССР), народный комиссар внутренних дел Лаврентий Павлович Берия. Тем же постановлением предусматривалось создание «штаба» советской атомной промышленности Первого Главного Управления (далее ПГУ) при СНК СССР.

Маршал Берия Лаврентий Павлович. (1899 – 1953)

Постановлением ГКО СССР от 3 декабря 1944 года Лаврентию Павловичу Берии поручалось «…наблюдение за развитием работ по урану», то есть примерно за один год и девять месяцев до их предполагаемого начала по окончании Великой Отечественной войны.

Первым руководителем ПГУ (или впоследствии — в/ч 04201) при СНК СССР был назначен народный комиссар боеприпасов генерал-полковник Борис Львович Ванников, который фактически стал и первым руководителем атомной отрасли. Генерал-полковник Ванников Борис Львович. Родился в 1897 году. С 1916 года — член партии Эсеров. Окончил в 1918 году Бакинское политехническое училище.  В 1918 — 1919 служил в РККА. С 1920 года работал в Наркомате рабоче-крестьянской инспекции. В 1926 окончил МФТИ им. Баумана.  1930-1933 гг. — начальник отдела автотракторного машиностроения ВСНХ СССР. 1933-1936гг. – директор Тульского оружейного завода. 1936-1937гг. — Начальник главного артиллеристское-танкового управления Наркомата оборонной промышленности СССР. 1939-1941гг. – Народный комиссар Вооружения СССР.  1942 — 1945 гг. Нарком боеприпасов СССР. 1945 – 1953 гг. – Начальник ПГУ при СНК (с 1946 года — Совмине) СССР.

Генерал-полковник Ванников Борис Львович. (1897-1962)

Постановлением ГКО СССР № 9944 сс/оп от 30 августа 1945 года возведение первых промышленных объектов новой атомной отрасли поручалось Главному управлению лагерей промышленного строительства НКВД СССР (далее ГЛАВПРОМСТРОЮ НКВД СССР) под руководством генерал-майора Александра Николаевича Комаровского. Начало работ было определено с 1 ноября 1945 года.

Генерал- майор Александр Николаевич Комаровский (1906-1973)

 

Несколько ранеe, 10 октября 1945 года, Специальный комитет при ГКО СССР рассмотрел комплекс первоочередных вопросов по заводу № 12 вблизи города Ногинск-2. (ныне г. Электросталь). В программе атомного проекта Ногинский завод N 12 бывшего Наркомата боеприпасов занимал особое место, там предстояло наладить выпуск очехлованных алюминием урановых блоков для первого опытного реактора Ф-1. Ряд поручений — Заместителю министра НКВД СССР генерал-лейтенанту А.П. Завенягину, «…лично…: изыскать возможность выделить три инженерно-строительных батальона для выполнения строительно-монтажных работ». Подчинение этих трех батальонов, переданных из Наркомата обороны, осуществлялось — сначала, Военно-строительному отделу (ВСО) войск НКВД СССР, сформированному 8 сентября 1945 года, которое с 30 октября 1953 г. уже как Управление, было включено в состав ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД СССР. Действительные и условные наименования этих самых ПЕРВЫХ воинских подразделений задействованных на строительстве объектов атомной отрасли (см. прил. № 1).

 

Строительство цеха на заводе №12 г. Электросталь осень 1945 года.

Строительство цеха на заводе №12 г. Электросталь осень 1945 года.

 

В стране разворачивалось масштабное государственное строительство объектов атомной промышленности. 21 декабря 1945 года еще фактически не существующие военно-строительные батальоны, направляющиеся на Южный Урал для строительства заводов по наработки оружейного плутония, в вопросах производственной деятельности, были введены в подчинение ГЛАВПРОМСТРОЯ НКВД СССР. Их формирование началось на основании постановления СНК СССР №3150-952сс от 21 декабря 1945 года и Директивы НКО СССР № УФ/1/903 от 27 декабря 1945 года.

Комплектование первых военно-строительных батальонов (далее ВСБ) для НКВД СССР осуществляли Военные Округа НКО СССР. Приказом Командующего Уральским военным округом от 31 декабря 1945 года, во исполнении директивы НКО № УФ\1\ 903 от 27.12.45 года, было создано 231-е Управление военно-строительных батальонов, формирование которого возложили на — подполковника Красильникова Вениамина Николаевича.

Через десять дней после принятия постановления о создании военно-строительных частей в ГЛАВПРОМСТРОЕ НКВД СССР — 1 января 1946 года по Южно-Уральской железной дороге на станцию Верх-Нейвинск начали прибывать эшелоны с солдатами и офицерами 589-го и 590-го отдельных военно-строительных батальонов (ОВСБ). Встречал батальоны военных строителей, утром 1 января 1946 года, майор Бирюков Иван Кириллович — исполняющий обязанности начальника Управления строительства № 865 Комбината (завода) № 813.

На этом месте Уральской тайги в январе 1946 года началось строительство жилого поселка и завода № 813.

Помимо этих подразделений на строительство из города Кёнигсберга было направлено 1145 человек в основном украинцев репатриантов (остарбайтеров), 14-16 летних юношей, насильно угнанных в Германию в 1941 -1943 годах, которые в обиходе получили название «Голубая дивизия» из-за цвета формы. Их разместили в промышленном здании-ангаре в производственном корпусе бывшего авиазавода № 261. Следует отметить, что 75% всех вывезенных из Советского Союза в Германию на принудительные работы, были украинцы. Всего было вывезено насильно в Германию около 3-х млн. человек.

Украинцы репатрианты (остарбайтеры) строительного батальона. 1945 год.

8 января 1946 года, для 859 Управления Строительства НКВД СССР Комбината № 817 (Челябинск-40), прибыли – 583-й и 584-й Отдельные ВСБ. Ночью солдаты поротно грелись в рабочем общежитии-бараке, а наутро, 9 января, стал расти городок из утепленных палаток. Солдатам первой роты 584 ОВСБ повезло больше всех — им было отведено помещение бывшего летнего пионерского лагеря. Первые батальоны формировались из числа военнослужащих действующей армии, не отслуживших установленный четырехлетний срок срочной службы, освобожденных из плена, а также лиц с бывших временно оккупированных территорий призванными военно-полевыми райвоенкоматами, и зачисленными в воинские части Красной Армии призыва 1944-1945 годов.

По данным дела фонда военно-строительных частей Южно-Уральского управления строительства (ЮУС) только 17 % личного состава первых строительных батальонов были призывного возраста, 27 % — от 27 до 35 лет, 58 % — старше 35 лет. Из 1708 человек рядового и сержантского состава первых двух батальонов, 772 человека (45 %) были в плену; 310 человек (18 %) были угнаны на работы в Германию; 210 человек (12 %) проживали на временно оккупированных врагом территориях.

Так же, соответственно, выделялись три подкатегории солдат и сержантов строительных частей. Первую составляли призывники «стандартного» призывного возраста (18-25 лет), вторую — старослужащие (26-45 лет), третью — «репатрианты». В последнюю категорию наряду с действительно репатриированными гражданами попали бывшие репатрианты (остарбайтеры) и молодежь призывного возраста с ранее оккупированных территорий. Различным было и отношение к ним командиров. Впоследствии политотделы давали строгую установку на максимальную бдительность к поведению тех, «кто провел с немцами 2-3 года» и при малейшем подозрении стремились придать инциденту с репатриантами статус политического преступления и максимально жестко покарать «немецких пособников». Усугубляло ситуацию и подчеркнутое разделение на репатриантов и солдат, каждая из этих групп впоследствии работала в отдельных батальонах и носила разную форму одежды (солдаты — зеленую, репатрианты — голубую).

С первых чисел января 1946 года, сразу же по прибытию, все военнослужащие были включены в работу. В тайге, зимой, с минимальным количеством дорог и подсобных предприятий, спешно собранным воинским подразделениям, во что бы то ни стало, предстояло начать строить, и за 2-3 года создать, заводы по производству обогащенного урана и плутония. Для бывших фронтовиков созидательный труд после 4-х лет войны или плена означал возвращение к мирной жизни. Существенно было и то, что бойцы первых строительных батальонов имели огромный жизненный опыт, хотели и умели трудиться.

В мае 1946 года на Строительство № 865 НКВД СССР (г. Свердловск-44) из НКО СССР прибыли: 94-й, 96-й Отдельные ВСБ — (действительное наименование) во время войны входивших в состав Действующей армии. Боевые действия военных строителей 94 строительного батальона в 1941 году в составе 219 стрелкового полка (см. прил. №2).

Прибывшие в тот же день — 95-й и 97-й отдельные строительные батальоны, до 02 августа 1941 года входили в состав Черноморского флота и осуществляли строительство оборонительных рубежей вокруг города Севастополя. С августа 1941 года по 19 августа 1943 года батальоны входили в состав 14 армии Северного, затем Карельского фронта. Историческую справку оборонительных боев 95 строительного батальона в 1941 году на Карельском фронте (см прил. № 3).

Военные строители, прошедшие суровые испытания на полях сражений Великой Отечественной войны, сменили боевое оружие на строительные инструменты.

Все воинские подразделения немедленно включались в производственный процесс. Помимо организационных проблем на строительстве, военные строители сразу столкнулись и с бытовыми трудностями. Прибывшие зимой 1945 — 1946 года солдаты, которым не хватило места в бараках бывших лагерных отделений вынуждены были устанавливать палатки, строить для себя землянки или жилые юрты. Юрты позволяли размещать до 70 человек личного состава, и возводили их из расчета 18 юрт на батальон.

Юрты на 70 человек военных строителей. 1946 год.

Землянка вмещала до 130 человек и представляла собой котлован глубиной 1,7- 1,8 метра, размером в плане 52х7 метров с двухскатным перекрытием брусом, бревнами, досками и дерном, пол дощатый, стены были обшиты горбылем и тесом.

Строительство землянок и установка палаток. ГЛАПРОМСТРОЙ НКВД СССР.  1946 год.

Внутри юрт и землянок были установлены двухъярусные самодельные нары вагонного типа с наличием спального места на каждого военнослужащего. Канализации и водопровода не было. Солдаты и офицеры зимой умывались снегом. Часто более месяца личный состав не мог вымыться в бане и сменить нательное белье.

 

Землянка военных строителей ГЛАВПРОМСТРОЯ НКВД СССР. 1946 год.

Численность каждого батальона составляла около 1000 человек, временные штаты примерно совпадали со штатами стрелкового батальона военного времени. Мобилизация офицеров-фронтовиков позволила закрыть только 30-40 % должностей командного состава. Еще около 20 % офицерских должностей заняли сержанты и старшины, получившие звания на фронте. Остальные должности были вакантными. Соотношение офицерского и рядового состава находилось на уровне 1:48 что примерно соответствует пропорциям личного состава только стрелкового взвода РККА времен Великой Отечественной войны. Сложности материального обеспечения быта подразделений (отсутствие централизованного питания, бань, нормального водоснабжения и отопление помещений печами) заставляли командиров держать в юртах и землянках большую «хозяйственную обслугу». В некоторых ротах до 25% личного состава занимались подобными хозяйственными работами. Поэтому при значительной фактической численности солдат, и при недостаточном количестве командного состава, строительный батальон не всегда мог выполнить стоявшие перед ним производственные задачи. Проблему офицерских кадров пытались решить двумя основными путями: мобилизацией уволенных в запас фронтовиков и направлением офицеров из резерва НКО СССР или НКВД СССР. Эти два источника пополнения офицерского состава имели существенные недостатки. Это, во-первых, незначительный их приток и во-вторых, низкая квалификация прибывших офицеров. Фронтовики, только вернувшиеся в родные дома, с большой неохотой встречали повестки из военкоматов, а в свою очередь отдел кадров ГЛАВПРОМСТРОЯ распоряжался, всего лишь, небольшим числом проштрафившихся офицеров из лагерей ГУЛАГа. Такие командиры не могли эффективно решать поставленные перед ними производственные задачи. Примечательно, что до конца 40-х годов, выпускников профильных военных училищ из НКО, ВМФ и МВД среди прибывающих офицеров практически не было.

Сложности в обеспечении кадрами предопределили проблемы и в организации производственного процесса. Абсолютное большинство командиров подразделений не имело представления об эффективности строительных и монтажных работ. Считалось, что ответственность войсковой части за своих солдат ограничивалась казармами. На производстве вся ответственность, за всё и всех, лежала на гражданских прорабах. В тоже время, мастера и прорабы Главного управления лагерей промышленного строительства, до этого привыкшие работать с заключенными, зачастую не могли найти общего языка с солдатами. Стандартная мотивация ГУЛАГа – зачеты (ОДИН день ударного труда, за ТРИ дня заключения) и усиленное питание, на солдатские строительные батальоны абсолютно не действовала. Срок срочной службы в 4-е года, и строгие нормы питания солдата были жестко регламентированы Законом. Повлиять на них было практически невозможно. В этой ситуации единственными действенными методами привлечения к работе стали денежные премии и дополнительные выплаты за выполнение производственных заданий.

Военные строители в клубе строителей г. Свердловск — 44. 1947 год.

С октября 1946 года произошло назначение командиров подразделений на производственно-строительные должности. Командиры батальонов стали заместителями начальников строительных районов, командиры рот – заместителями старших прорабов, командиры взводов – десятниками. Была установлена денежная надбавка в 15%-20% за это совмещение, и распространена система премирования командиров, как и инженерно-технического персонала стройки, по итогам перевыполненных работ. Некоторые командиры возглавили отдельные строительные участки и базы строительства. Командиры рот мех. батальона стали начальниками автомобильных баз. Командиры рот руководили строительными участками соответствующего района.  Офицерскому составу совмещающему должности, кроме денежной надбавки, выплачивалась разница между окладом командира подразделения и окладом соответствующего руководителя. 19 июня 1946 года было учреждено переходящее Красное знамя за победу в соцсоревновании среди военно-строительных батальонов. Вместе с Красным знаменем батальону победителю вручалась премия в 2-3 тысячи рублей. В положении о переходящем Красном знамени для военно-строительных батальонов было установлены как обязательный показатель «культурные, санитарные и коммунально-бытовые условия размещения батальона». В октябре 1946 года в положение о соцсоревновании за переходящее Красное знамя внесены дополнения, устанавливающие для батальона-победителя денежную премию уже в 15 тысяч рублей, две вторых премии — по 10 тысяч рублей и 10 премий для лучших рот – по одной тысяче рублей.

Торжественное построение военных строителей на ул. Победы (ныне ул. Ленина)  г. Свердловск — 44. Май 1947 года.

1 октября 1946 года, в соответствии с приказом начальника Строительства № 856 НКВД СССР, из строительных батальонов были сформированы самые ПЕРВЫЕ в истории нашей страны Военно-Строительные Полки (ВСП):

— 1-й ВСП (действительное наименование) в составе 94,95 и 590 батальонов.  (или в/ч 0507 — условное наименование. С ноября 1948 г. – в/ч 0518).

— 2-й ВСП (действительное наименование) в составе 96,820 и 589 батальонов. (или в/ч 0508 — условное наименование. С ноября 1948 г. – в/ч 0523).

Актив 2-го ВСП ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД СССР. Фронтовики. 1947 год.

Численность военно-строительного полка в то время составляла 3745 человек. Батальона – 936 человек. Роты – 312 человек.

В 1947 году из 97-го военно-строительного батальона был сформирован 97-й автомобильный батальон, позднее — в марте 1951 года, преобразованный в 20-й автомобильный полк ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД СССР (С ноября 1948 г. – в/ч 0524).

Автомобильная колонна на ЗиС-5в, 97-го авто батальона ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД.

С 1 марта 1947 года в должность начальника 231 УВСБ Управления строительства № 865 вступил генерал-майор П.К. Сопруненко. Подполковник Красильников Н.В. стал исполнять обязанности начальника штаба Управления военно-строительных батальонов (УВСБ).

Постоянно шел поиск новых форм поощрения лучших солдат и победителей соцсоревнований. Одной из таких форм, по поручению заместителя министра внутренних дел СССР генерал-полковника Чернышева В.В., стала организация в апреле 1947 года «стахановского дома отдыха» для рядовых военных строителей. На протяжении двух недель 70 передовиков производства находились в более комфортабельных условиях: им было организовано усиленное питание, культурное и, при необходимости, медицинское обслуживание. В июле 1947 года были введены стахановские книжки для военных строителей, систематически перевыполнявших норму выработки. Она давала право на получение на руки денежных средств, с целью приобретение за наличный расчет дефицитных в то время в стране промышленных товаров: наручных часов, электробритв, портсигаров, поясных кожаных ремней и т.д.

Военные строители. Победители соцсоревнования. Весна 1947 года.

Батальоны военные строители маршируют по будущей ул. Мамина-Сибиряка г. Свердловск-44. Май 1947 год.

Показательно, что практически сразу по прибытии на Урал — в феврале 1948 года со строительства был снят 809-й Отдельный ВСБ (седьмой из первого десанта), и направлен на строительство Московского государственного университета в городе Москва.

Строительство военными строителями ГЛАВПРОМСТРОЯ здания МГУ в г. Москве.

Для общего руководства, централизованного снабжения всех воинских частей атомной отрасли, и оперативного решения некоторых вопросов их жизни и деятельности — 16 января 1947 года в структуре ГЛАВПРОМСТРОЯ, был создан отдел военно-строительных батальонов (отдел ОВСБ) ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД СССР. Начальником отдела назначен капитан Рыжов Петр Григорьевич.

Рыжов Петр Григорьевич. Родился 19.01.1906 года.  Место рождения: Сталинградская обл., Палласовкой р-н, с. Палласовка. Русский. Образование среднее. Член КПСС с 1927 года. В органах НКВД с ноября 1928 г. Ст. инструктор по пропаганде полит. отдела строительства Куйбышевского гидроузла и Самарского УИТЛ НКВД; служил в РККА с 1944; затем в органах МВД; зам нач. УИТЛ и Омск строя МВД. С 16 января 1947 года – по январь 1949 года начальник отдела ВСБ ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД СССР. С января 1949 года по октябрь 1950 года заместитель начальника Управления ВСБ. Затем работал в структурах ГЛАВПРОМСТРОЯ. 30.12.1956 награжден Орденом Красной Звезды. 26 июля 1958 года по болезни уволен в запас Советской Армии в звании подполковник адм. службы.

С 1948 года, комплектование личным составом производилось в соответствии с приказами ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД СССР, когда наряду с заменой отслуживших положенный срок солдат происходило и значительное увеличение численности личного состава военных строителей.

Строительным управлениям, которые занимались работой на объектах атомной промышленности, в 1946-1947 годах было направлено 26200 солдат, сержантов и офицеров. К середине 1948 года численность военнослужащих на строительных объектах атомной отрасли возросла до 40200 человек, из них было сформировано 28 отдельных военно-строительных батальонов, и 3 военно-строительных полка.

Постановлением Правительства СССР № 3573-1433 от 25 сентября 1948 года в структуре ГЛАВПРОСТРОЯ МВД СССР было образовано Управление военно-строительных батальонов, которому были подчинены все строительные части и отдельные воинские подразделения, используемые на строительстве объектов Первого главного управления при Совете Министров СССР.

 

Начальником Управления военно-строительных батальонов ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД СССР

— с января 1949 года — по сентябрь 1950 года был назначен генерал-майор Павлов М.Ф.

— с сентября — по октябрь 1950 года — генерал-майор Трофимов Б.П.

В декабре 1950 года на эту должность назначается генерал-майор Шевляков И. И.

Генерал-майор Шевляков Иван Иванович. Родился 11 ноября 1903 года. Русский. Член ВКП(б). В органах ОГПУ-НКВД с 1924года. Служил на командно-начальствующих должностях. С ноября 1939 – командир 11-й отдельной кавалерийской бригады НКВД. С 11.02.1942 – командир 14-й кавалерийской дивизии НКВД. С 1943 по 1948 гг. – командир 36-й конвойной дивизии НКВД. Был старшим ответственным конвоя при проведении специальной операции «Большой вальс» или «Парад побежденных», марша пленных немцев по городу Москве 17 июля 1944 года. С декабря 1950 – начальник УВСБ ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД СССР. С 1955 по 1958 год начальник отдела ВСЧ ГУКСа МИНСРЕДМАША СССР. С 1958 по 1960 год начальник военной инспекции Министерства среднего машиностроения.

В мае 1949 года строительство № 865 (Свердловск-44) было преобразовано в строительство № 313 МВД СССР. В целях обеспечения секретности, после демобилизации личного состава военных строителей весной 1949 года, приказом МВД СССР проведено переформирование самых первых войсковых частей атомной отрасли, со сменой всех номеров полков и батальонов:

1-й ВСП (военно-строительный полк) переформировали в 6-й ВСП (с 21.04.1953 г.- в/ч 01042) 94-й,95-й, и 590-й военно-строительные батальоны полка переименовали соответственно в 1-й, 2-й и в 3-й батальоны 6-го ВСП.

2-й ВСП переименован в 7-й ВСП (с 21.04.1953г.- в/ч 11015). 96-й, 820-й 589-й, батальоны соответственно в 1-й,2-й и 3-й батальоны 7-го ВСП.

6 мая 1955 года вышло постановление СМ СССР №877-521 о начале реорганизации военно-строительных частей и батальонов, работающих на строительстве атомных предприятий, в военно-строительные отряды (ВСО). Батальоны, входящие в состав военно-строительных полков, были упразднены. Сами военно-строительные полки — 6-й ВСП (в/ч 01042) и 7-й ВСП (в/ч 11015) просуществовали до октября 1965 года. После чего, эти первые воинские части (полки) атомной отрасли и подразделения в их составе, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945, были, расформированы.

Несмотря на все трудности, к 1949 году военным строителям удалось добиться максимальных, за всю историю существования, показателей производительности труда в 184%. В среднем они выполняли годовые планы на 127%, несмотря на то, что отдельные батальоны давали и до 300% строительной нормы.

В 1949 году, еще до успешного испытания первой советской атомной бомбы советским правительством было принято решение о строительстве второй очереди атомных заводов, засекреченных и защищенных от возможных бомбежек противника лучше, чем те, которые уже функционировали. Наличие параллельной системы создания атомных зарядов, включавшей реакторы, радиохимические заводы и центр для изготовления самих бомб, существенно увеличивало безопасность страны. Решение о строительстве новых центров оформляли постановлениями Совета Министров СССР, первое из которых № 5060-1943 (о строительстве ПОДЗЕМНОГО, под скалой, на глубине 200 — 230 метров, атомного комбината) было принято 29 октября 1949 года, после того как проектировщики и специальная геологическая экспедиция ГСПИ-11 выбрали подходящую скалу Атаманского кряжа одного из острогов Саянских гор на берегу Енисея, в 60-и километрах к северу от города Красноярска.

Первый военно-строительный батальон ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД СССР прибыл на эту стройку в августе 1949 года. Здесь, при проходке тоннелей, шахт подземных галерей и штолен было извлечено горной породы больше, чем при строительстве первоначальной очереди московского метро. В первое время предполагалось даже жилые районы разместить в горных туннелях, куда впоследствии заходили электрички и грузовые поезда. Новый центр был назван Красноярск-26. На начальном этапе строительства, в сентябре 1950 года, было сформировано два военно-строительных полка – 10-й ВСП — в/ч 0603 (в/ч 20172 или впоследствии в/ч 75104); и 11-й ВСП — в/ч 0675 (впоследствии в/ч 01050). К окончанию первого года работы на объекте трудилось уже свыше 10-и тысяч солдат. Затем, к концу 1950-х годов, численность военных строителей неуклонно росла, до 3-х военно-строительных бригад и 8-и строительных полков. Работы велись круглосуточно в три смены. В скале сооружался подземный зал высотой 72 метра, где были смонтированы три ядерных реактора для наработки оружейного плутония, и для выработки электрической и тепловой энергии города – спутника комбината.

Сооружение одного из трех въездных тоннелей Горно-химического комбината. Красноярск-26. 1950 год.

Сооружение основного транспортного туннеля. Красноярск-26. 1950 год.

Транспортные туннели в скале. Красноярск-26. 1950-е годы.

Вторым сибирским атом градом, строительство которого также началось в 1949 году, был поселок «Березки» расположенный в 12-и км. к северо-западу от областного центра города Томск, в глухих лесах, на берегу реки Томь. Здесь запланировали создание нескольких реакторов для производства плутония, радиохимический завод и завод по разделению изотопов урана. В самом начале, в 1949 г.  военно-строительные части на новом строительстве Комбината № 816 вблизи города Томск, состояли из двух батальонов под командованием подполковника Г.В. Талабаева (прибытие на строительство — апрель 1949 года), и подполковника Д.Е. Лаврухина (прибытие — ноябрь 1949 года). В конце 1949 года был создан 12 ВСП (в/ч 0584, с 21.04.1953 г.-  в/ч 11009). В мае 1951 года на это строительство из г. Свердловск-44 был передислоцирован 3-й ВСП (в/ч 0509, впоследствии в/ч 0585, с 21.04.1953 г.- в/ч 01031) также один из первых, созданных в СССР, военно-строительный полк.

К декабрю 1949 года происходит увеличение численности личного состава всех воинских частей ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД СССР. К этому времени они уже состояли из 12-ти военно-строительных полков и 16-ти отдельных военно-строительных батальонов общей численностью 74 040 военнослужащих. В конце 1950 года начинается перевод на постоянные штаты (штат №011 – УВСЧ, и штат №014 — батальоны) всех подразделений военных строителей, значительно укрепляются производственные связи между управлениями строительств и управлениями частей. Штатная численность офицерского состава каждого Управлений ВСЧ увеличилась на 13 чел., офицерского состава батальона — на 23 человека за счет введения офицерских должностей командиров взводов.

Развернутые на строительных площадках, новые воинские подразделения в этом случае, зачастую, не имели не только полную, но и даже какую-либо достаточную укомплектованность офицерским составом. Комплектование офицерами все еще продолжало осуществляться, поступающими из частей военных округов Министерства вооруженных сил СССР и войск МВД. Опыта командования строительными подразделениями они по-прежнему не имели. На 1 января 1950 года укомплектованность офицерским составом строек ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД СССР в среднем составляла всего 66%. Особенно большой некомплект был на строительстве № 418 (Свердловск-45) и № 859 (Челябинск-40), где офицеров не превышало 65 % от их штатной численности. На многих офицерских должностях (командиров взводов, техников, нормировщиков и начальников различных административно-технических и вспомогательных служб) использовались сержанты и даже солдаты.

Кроме того, личный состав войсковых частей, в том числе и офицеры, чаще всего размещались в землянках, которые впоследствии конечно ликвидировались. На их месте впоследствии начали строить бараки-казармы каркасно-засыпного типа с печным отоплением, электроосвещением и умывальниками с холодной водой.

Барак-казарма военных строителей ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД. 1950 год.

Прибытие офицеров из Военных округов Министерства обороны и войск МВД СССР на атомные стройки страны, уже на протяжении нескольких лет не обеспечивало ГЛАВПРОМСТРОЙ требуемой потребности в офицерских кадрах по количеству, а прибывшие – зачастую не удовлетворяли и по профессиональной подготовке. Назрела необходимость в создании военного учебного заведения для подготовки офицеров военно-строительной специальности для атомной отрасли.

1 августа 1950 года приказом № 0522 Министра Внутренних Дел СССР генерал-полковника Круглова С.Н., в поселке «Березки» в 12-и км. к северо-западу от   областного центра города Томск, на территории строящегося Комбината № 816 (который впоследствии производил высокообогащенный уран 235 и оружейный плутоний 239), было образовано Томское Военно-Техническое Училище войск Министерства Внутренних Дел СССР (ТВТУ войск МВД СССР).

Занятия по огневой подготовке с комендантским взводом 49-го ВСП.

Строительство 565 ГЛАВПРОМСТРОЯ МВД СССР. 1951 год.

(в последствии ГЛАВСПЕЦСТРОЯ СССР).

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Приложение

Действительные и условные наименования самых первых военно-строительных подразделений атомной отрасли, за исключением одного батальона. Есть данные о 117-м и 778-м (778-й сформирован в июле 1941 года в Удмуртии) военно-строительных батальонов войск НКВД СССР (действительное наименование) которые до июня 1955 года дислоцировались возле г. Ногинск-2. С 3 июля 1946 года они вошли в состав Управления Строительства № 713. Начальник Управления подполковник Волгин Николай Николаевич. 15 мая 1949 года УС № 713 переименовано в УС № 352. А также, упоминается 432 Отдельный ВСО (отряд), передислоцированном на строительство в 1955 году из г. Щербаков (ныне г. Рыбинск), и до декабря 1969 года располагавшимся во вновь образованном городе Электросталь. (На базе 432 Отдельного ВСО в декабре 1969 года был сформирован: 34 Отдельный ВСП МСМ СССР (в/ч 55211). После чего, документация по 432 ОВСО была позднее передана на формирование 1432 ВСО в г. Арамас-16. 117 и 778 отдельные ВСБ в июне 1955 года были передислоцированы в Свердловск-44. Из 117 батальона был сформирован 1117 ВСО. И так, в казармах, по  адресу: г. Электросталь Строительный переулок, д.12. по соседству (за одним забором) со старейшим подразделением НКВД-МВД СССР в/ч 3270 (условное наименование), ныне 547-й специальный моторизованный ордена Красной Звезды полк войск Национальной Гвардии, с ноября 1945 года и располагались созидатели «Колыбели технологий» атомного проекта, самые первые военно-строительные части (подразделения) задействованные на строительстве объектов атомной отрасли — 117-й и 778-й Отдельные Военно-Строительные Батальоны войск НКВД СССР

  1. Приложение

В первых числах июня 1941 года на полуостров Ханко (Гангут — северный берег финского залива Балтийского моря) прибыл 94-й отдельный строительный батальон. Строители рубили лес и корчевали пни, подготавливали площадки для взлетно-посадочной полосы, летного поля, ангаров. Предполагалось возвести полный комплекс наземных сооружений: ангары, мастерские, жилые дома для летчиков и их семей, здания аэродромного обслуживания. Однако война внесла свои коррективы в эти планы. Объекты, возвышавшиеся над землей, становились ориентиром для прицельной стрельбы противника; нужно было «уходить» под землю. Эту труднейшую техническую задачу выполнил 94-й батальон. Заняв оборонительные позиции вокруг аэродрома, бойцы работали под артиллерийским огнем и бомбовыми ударами авиации противника, готовые в любое время отразить возможный десант врага. Вначале глубоко под землей построили шесть ангаров для истребителей и убежища для летчиков и состава аэродромного обслуживания. 14-метровые пролеты перекрывали пакетами рельсов, засыпали полутораметровым слоем щебня и метровой песчаной подушкой, затем двумя метрами камня и пятью метрами земли. Такой «слоеный пирог» выдерживал прямое попадание 250-килограммовой авиабомбы. Забетонировали полы и рулежные дорожки. Затем приступили к постройке трех подземных ангаров для истребителей, двух ангаров для средних бомбардировщиков, дополнительных укрытий для личного состава и запасного посадочного поля. Инженерные сооружения и укрепления были возведены не только на перешейке, но и на восточной и северной группах островов, прилегающих к полуострову Ханко. Уже в ходе боев на полуострове были построены мощный, с 60 огневыми точками, рубеж обороны; 17 километров противотанковых рвов, 10 километров противотанковых надолб, дважды пересекавших полуостров поперек; около 2300 убежищ различного назначения (для людей, лошадей, машин, инвентаря и боеприпасов) и 50 командных пунктов, около 9 километров ходов сообщения, 60 километров проволочных заграждений, 7,5 тысячи погонных метров противотанковых барьеров, почти 400 пулеметных огневых точек. Военная обстановка на Ханко требовала от инженерных частей не только строить оборонительные рубежи, но и нести боевое охранение, вступать в схватки с врагом.

В этих условиях стало необходимым объединить все инженерные и саперные формирования в единую войсковую часть. 3 августа 1941 года командование решило сформировать на базе 219-го и 296-го отдельных инженерно-строительных батальонов, 93-го и 94-го отдельных строительных батальонов и 42-го отдельного саперного батальона новую часть, получившую наименование 219-го стрелкового полка.

«Полк-труженик и полк-воин» — так называли впоследствии 219-й стрелковый полк, и в этом не было преувеличения. 219-й стрелковый полк сыграл славную роль в прорыве блокады города Ленинграда. Он с честью прошагал по всем дорогам войны, а некоторые солдаты и офицеры полка дошли до Берлина, оставив на стенах рейхстага победный автограф: «Мы с Гангута!»

Бойцы 94 отдельного строительного батальона на разгрузке боеприпасов и продовольствия п-ов. Ханко. 1941 год.

Бригада военных строителей (в/ч 01042А) — 1 батальон 6 ВСП МСМ СССР. 

(бывший 94-й ВСБ 1-го ВСП НКВД СССР). Лето 1954 года.

3. Приложение.

В ночь на 1 ноября 1941 г. противник после сильной артиллерийской подготовки прорвался на левом фланге 426-го стрелкового полка, в стыке с 611-м стрелковым полком, и начал развивать наступление вдоль шоссе на восток. Силами 95-го строительного батальона, саперного батальона, разведывательной роты и других специальных частей 88 стрелковой дивизии прорвавшийся противник был остановлен. 3 ноября 1-й и 2-й батальоны 426-го стрелкового полка заняли круговую оборону, 7-я стрелковая рота заняла фронт обороны по северному берегу реки, как показано на схеме. Против прорвавшегося к командному пункту дивизии противника были выдвинуты разведывательная рота дивизии и два взвода 95-го строительного батальона. 4.11.1941 на 42 км дороги Лоухи — Кестеньга бои вели рота 95-го строительного батальона, див школа, разведывательная рота и отряд сформированный из прибывшего пополнения. До 10 ноября противник непрерывно атаковал с фронта и тыла 1-й и 2-й батальоны 426-го стрелкового полка, однако все атаки были отражены. Эти батальоны и роты героически сражались в окружении, несмотря на ограниченное количество боеприпасов, отсутствие теплой одежды и обуви и почти полное отсутствие продовольствия.

Военные моряки и военные строители 95 батальона на оборонительных рубежах г. Севастополя. Лето 1941 г.

 

Военные строители 95 батальона под артиллеристским обстрелом возводят укрепления. Лето 1942 года.

 

 

Интересное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *