Испытание атомной бомбы РДС-3. 18 октября 1951 г.

«Изделие РДС-3 в соответствии с планом испытаний подрывалось не на башне, а в воздухе…»

Эта атомная бомба разработана для тяжёлых дальних бомбардировщиков Ту-4 и средних Ту-16. Номинальная мощность заряда — 40 килотонн в тротиловом эквиваленте, вес бомбы — около 3100 кг, была испытана 18 октября 1951 года на Семипалатинском полигоне.

18 октября 1951 года в 7:00 по московскому времени Ту-4 с атомной бомбой на борту поднялся в воздух. Следом за ним взлетел бомбардировщик-дублер с инертной бомбой ФАБ-1500. В случае отказа на Ту-4 прицела дублер должен был занять положение ведущего и выполнить бомбометание по цели — его действия стали бы командой на сброс изделия. В воздухе бомбардировщики сопровождали, сменяя друг друга, истребители Ла-11.

Набрав высоту 10 тысяч метров, Ту-4 выполнил холостой заход на цель с передачей радиосигналов для окончательной настройки полигонной автоматики. С земли разрешили боевой заход.

РДС-3 взорвали на высоте 380 метров, звук и ядерная вспышка были заметны на расстоянии 170 километров. Последующие измерения показали, что радиоактивность грунта оказалась в 109 раз меньше, чем при наземном взрыве:
Вскоре вернулись летчики и рассказали о своих ощущениях.

— После сброса и закрытия бомболюков мы приготовились к приходу светового излучения и ударной волны. Отключили автопилот, перешли на ручное управление, надели темные очки, загерметизировали кабину и перешли на питание чистым кислородом. Сначала ощутили очень яркую вспышку, затем пришла первая сильная ударная волна, затем вторая — немного слабее, и еще более слабая третья. Стрелки приборов стали вращаться, в кабине появилась пыль, хотя перед полетом ее тщательно убрали. Визуально наблюдал за развитием облака — шлейф от взрыва быстро понялся на высоту полета, образовался и стал разрастаться «гриб». Цвета его были самые разнообразные. Весь мир, все окружающее воспринималось по-другому — как будто я все это увидел заново, — вспоминал Борис Давыдов.

Из самолета экипаж вышел в кислородных масках — даже после приземления летчики продолжали дышать от парашютных баллонов. После обследования на радиационное заражение и обработки маски и одежду разрешено было снять. За участие в испытании РДС-3 командир бомбардировщика был награжден орденом Ленина, летчики-офицеры — орденами Красного Знамени. Бортовой стрелок Ту-4 рядовой Аркадий Евгодашин получил Красную звезду.

Интересное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *