Воспоминания полковника милиции в отставке Буня Владимира Ивановича

Бунь Владимир Иванович. С 18 августа 1986г. по 14 декабря 1986 г. принимал участие в ликвидации катастрофы на ЧАЭС, 30 км. зона. Награждён орденом «Мужества».

 img193img189

Посвящается всем тем, кто остановил
разбушевавшийся атом, участникам
ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Взрывом страшным выплеснуло атом.
Стронций бил в небесный потолок,
И страна доверила солдатам
Усмирить бушующий поток.

Мы пошли на БЭРы и РЕНТГЕНы,
Как в атаку в спешенном строю.
Нам отцами передана в генах
С той войны уверенность в бою.
Где ломались роботы из Штатов,
Где ломался великан «Демаг»,
Не сломался парень из стройбата.
На своих плечах поднявший «саркофаг».

img190

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение о трагедии, произошедшей на Чернобыльской атомной электростанции, я услышал первый раз 27 апреля 1986 года по радио. В это время находился в очередном отпуске у себя на Родине, у родителей на Алтае. Имея определенное отношение к строительству подобных объектов, даже из того, что было сказано, сразу было понятно, что произошла катастрофа. Это война, и непросто война, а война с невидимым атомом. По прибытию из отпуска и выхода на службу я сразу узнал, что первые офицеры и прапорщики военно-строительного полка, в котором я проходил в тот период службу в воинском звании майора в должности заместителя начальника штаба полка по боевой подготовке и службе войск, уже убыли в Чернобыль и трудились там. Периодически они звонили в войсковую часть, поэтому мы знали со слов непосредственных очевидцев и участников, что произошло и какие непосредственно работы на них возложены. Среди убывших в Чернобыль были мои товарищи по службе, это В.М. СЛЕПОВ — ст. лейтенант, А.К. ЯНУЛЯВИЧУС — прапорщик, впоследствии, за образцовое выполнение правительственного задания первый получил воинское звание капитан, второй — старший прапорщик и был награжден правительственной наградой. В дальнейшем судьба раскидала нас и по имеющимся у меня данным их, к сожалению, обоих нет уже в живых, ушедших из жизни в самом расцвете сил. Возвращаясь к начатому, сохраняя хронологию событий тех дней, хочу сказать, что решение быть среди людей, укрощающих стихию, (среди своих товарищей и сослуживцев) мною было принято сразу, хотя надо сказать, что как и любому нормальному человеку было страшновато. Но решение было принято, мой рапорт с просьбой направить в зону ликвидации аварии был написан и подан по команде, командиру части. И хотя я знал, что на станции требовалось много офицеров, объемы работ были громадные, получил отказ, который вместился в письменном виде на обратной стороне моего рапорта на целый лист. Ответ, написанный на целый лист рукой начальника отдела кадров, конечно с подачи командира части, примерно сводился к тому, что офицеры моей должности там пока не требуются, что в полку много работы и надо трудиться на месте. Неоднократные мои устные обращения также не привели к положительному результату.

По понятным причинам и прошедшему промежутку времени я не буду называть их имена и фамилии, Бог им судья, почему они так делали. Но, обладая определенным упрямством, я чувствовал, что справедливость на моей стороне, поэтому обратился тогда с рапортом к самому главному нашему начальнику — командиру в/ч 25525 полковнику Ю.М.САВИНОВУ, впоследствии ставшему генерал-майором и не один месяц также пробывшему в Чернобыле, руководившему всеми военно-строительными частями Министерства среднего машиностроения с честью выполнившими поставленные, перед ними задачи в Чернобыле. Буквально через неделю в полк прибыло распоряжение об откомандировании меня в распоряжение командира войсковой части 77083, дислоцирующейся в городе Чернобыле, на должность помощника начальника штаба Управления военно-строительных частей. У человека военного, привыкшего выполнять приказы, сборы не заняли много времени. Получил командировочное удостоверение с записью, что еду выполнять Правительственное задание по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, командировочные деньги, попрощавшись с семьей я самолетом убыл в г.Киев. 7 августа во второй половине дня самолет, на котором летел, приземлился в аэропорту Борисполь. Добравшись до железнодорожного вокзала, осмотрелся и узнал, как дальше ехать. Поразило то, что ехать надо было электричкой, это совсем недалеко, а значит опасность была рядом с миллионным городом. На лицах людей виделась тревога и беспокойство, вокзал был немноголюдным, тишина не соответствовала летнему периоду времени. Те люди, у которых я расспрашивал дорогу, смотрели как-то внимательно на меня, по-видимому, понимая зачем едет в Чернобыль человек в военной форме. В вагонах электрички, которая привезла меня на ст. Тетерев, народа также почти не было, а те, кто были, сидели притихшие, каждый размышляя о своем. Проехав Тетерев на попутной автомашине, я попал на большую хорошо освещенную площадку, забитую большим количеством МАЗов и КАМАЗов, груженных крупногабаритными грузами. Это и было начало пути в Чернобыль. Хотя транспорта было много, на улице стояла глубокая ночь, во всем чувствовался порядок , водители бегом забегали в диспетчерскую и также бегом возвращались к своим машинам, и они, включив фары, уходили в ночь. За порядком на площадке следили сотрудники ГАИ, они же выпускали весь транспорт на трассу. Во всем чувствовалась обстановка прифронтового города, которую приходилось в свое время увидеть в г. Термезе , на Афганской границе, когда колонны с войсками и грузами уходили в сторону ДРА.

На момент описания событий, на улице стоял август месяц 1986 года, военными строителями, работающими на ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, руководили опытные командиры, полковники А.И.ЧЕРЕДОВ, Л.В. АБРАМОВ, Ю.Г.СТЕХНО, А.С. ПАНОВ. Службы, отделы, подразделения возглавляли опытные офицеры и прапорщики Н.А.ДОЛЕНКО, С.А. ЛЫКОВ, В.В.СИВАКОВ, И.В.ДРОЗДЕЦКИЙ, В.Е. ГОРЯЙНОВ, В.М. УСИК, Н.А.ЛЕВИЦКИЙ, А.И. КОЙДА, С.Д.БРАЖНИКОВ,ЛН.В.БАЙКОВ, В.П.БАРСУКОВ. Многие из них впоследствии были награждены Правительственными наградами за героический труд, Родина отметила труд своих героев. Хотя в то время, конечно, героями себя никто не считал, просто работали добросовестно, слаженно и быстро. У всех была одна задача- как можно быстрее укротить стихию и не какую-то а атомную. У людей военных есть понятие «рубеж» — условная линия, от которой отсчитывается начало или окончание, каких — либо действии войск. Тот рубеж, который был занят воинами-строителями в районе Чернобыльской АЭС, можно с уверенностью назвать рубежом мужества. Метр за метром у радиации отвоевывалась территория, это надо было для того чтобы приблизиться к разрушенному четвертому энергоблоку, территория вокруг которого, и все помещения были сильно загрязнены. В непосредственной близости от блока было расположено хранилище ядерных отходов.

После его обследования радиационной разведкой было установлено, что радиационная обстановка позволяет находиться в нем людям. После проведенной дезактивации территории у входа в хранилище радиационный фон снизился, что позволило укрывать в нем людей. Для этого землю устелили толстым слоем бетона. Параллельно велись работы по ремонту подъездных путей, прокладывалась железная дорога, которая была необходима для доставки металлоконструкций для строительства укрытия над реактором, которое назвали «саркофаг». При выполнении всех работ на «станции» необходима была особая организованность и слаженность. В рабочей зоне, т.е. на заражённой территории, военные строители находились очень короткое время, а работы выполнить требовалось как можно больше. На закрепленных участках самоотверженно трудились бригады военных строителей А.А. ШПЕХТЫ, И.М.МИРЗОЕВА, Г.В.ПРИХОДЬКО, Н.Й.КАПЫТИНА. Бригада, возглавляемая А.А.ШПЕХТОМ, первой подошла к разлому и начала готовить основание для будущей стенки. Работы велись в непосредственной близости от разрушенного энергоблока, передвигаться приходилось только бегом, быстро, на ходу обдумывались детали, мельчайшие элементы предстоящей работы. О страхе никто не думал, у всех было одно желание — успеть как можно больше сделать необходимой работы и главное выполнить все качественно. Основой выполнения всех работ являлся бетон, чтобы его подавать к разлому в реакторе, необходимо было проложить бетоновод длинной в 135 метров. Кажется не совсем большое расстояние, но все за себя говорил высокий уровень радиации там, где надо было прокладывать бетоновод. С монтажом и прокладкой бетоновода успешно справились бригады, которыми руководили военные строители И.П. ПРИГОРНЕВ и Т.Г. КУСТОВ. Личный состав в сверхсложных условиях с честью справился с поставленной задачей, И вот наступил самый важный, самый ответственный момент в работе — подача бетона. И те же самые люди, проявляя настоящее мужество, и это сказано без всякого приукрашивания, да это было мужество, начали работы по обеспечению бесперебойной его подачи в завал. Им приходилось постоянно находиться у бетоновода. В один из дней, в самом конце смены, бетоновод забило. Воины строители бригады Л.И.СУВОРОВА которые уже практически отработали свою смену и уже получили допустимую норму облучения, понимая, что если своевременно не устранить неполадки, бетоновод выйдет из строя и его придется заменять на новый, ринулись, в прямом смысле слова в бой, В первых рядах был их бригадир СУВОРОВ. Бетоновод спасли, раствор продолжал бесперебойно поступать в завал разрушенного энергоблока. Тяжелое положение сложилось во время закачивания бетона на каскадную стенку, когда бетоном стало выдавливать оконное перекрытие. В зону не раздумывая шагнул мой товарищ-однополчанин, командир взвода военных строителей А.К.ЯНУЛЯВИЧУС вместе с военным строителем рядовым Ю.Д.ГУДЫКИНЫМ. Из перекрытия уже сильным потоком тек бетон, с каждой секундой положение усложнялось. Преодолевая огромные физические нагрузки, А.К.ЯНУЛЯВИЧУС и Ю.Д.ГУДЫКИН удержали перекрытие до подхода своих товарищей.

За первые три месяца воины строители, плечом к плечу трудившиеся в одном строю с инженерами, прорабами и мастерами УС-605, выполнили поистине громадный объем подготовительных работ по обузданию четвертого энергоблока и его захоронению. Ими были пущены два бетонных завода, основа всей будущей работы, создана бетонно-графитовая подушка под основанием аварийного блока, развернут палаточный городок со всеми службами жизнеобеспечения, который кстати к зиме 1986-87гг. был оборудован прекрасными сборно-щитовыми казармами, просторными, светлыми и теплыми, со всеми удобствами для проживания военных строителей, а для проживания инженерно-технического персонала, офицеров и прапорщиков в пос.Иванково были собраны четыре двухэтажных общежития, такого же прекрасного качества. Это именно и была забота о людях, работающих на ликвидации последствия аварии, приятно было после смены, возвратившись со станции найти уют, лечь отдыхать в теплую, чистую постель. Работа спорилась, и настроение было хорошее. Особенно это мы почувствовали в осенне-зимний период, когда начались дожди и промозглая слякоть. Но воины продолжали трудиться. Личному составу роты, которой командовал офицер А.И.ШАРИКОВ, было поручено обеспечивать бесперебойную доставку бетона от станции перегрузки к 4 энергоблоку. Рота успешно справилась с поставленной задачей. В конструкцию «саркофага» были уложены десятки тысяч кубометров бетона. За очень короткий промежуток времени защитные сооружения на аварийном блоке поднялись на высоту 41 метра.

Я считаю, особый подвиг совершили офицеры, прапорщики и военные строители, которые шагнули на крышу и очистили ее от обломков бетона и графита. Роботы, специально привезенные для очистки, и другая техника встали, не выдержали натиска стихии, а люди в солдатской форме, прошли через это испытание, выполнили поставленную перед ними задачу, очистили крышу. Первыми пошли проверять радиационную обстановку, определять фронт работ капитан В.А. АНДРЕЕВ и ст.лейтенант В.М.СЛЕПОВ, они же в последующем и руководили ее выполнением до самого окончания.

Всем нам, кто работал на строительстве «саркофага», на всю оставшуюся жизнь запомнится установка 180 тонной балки над реактором, и бетонирование деаэраторной этажерки, заливка кровли над машинным залом жидким стеклом, и укладка в основание будущей крыши стальной рамы весом в 146 тонн, которую военные строители метко, сразу окрестили «мамонтом». Большим событием было окончание бетонирования 60 метровой каскадной стенки, и 29 сентября 1986 года, день, когда состоялся пуск первого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции. В эти напряженные дни на самых важных участках работы трудились офицеры управления под руководством опытного офицера, неутомимого труженика, показывающего во всех делах личный пример, мужество майора В.М.УСИКА. Его постоянно можно было видеть в местах выполнения самых срочных и важных работ.

Конечно, обстановка торопила, все мы понимали без лишних слов, что многое зависит от нашего труда, но мы видели, что нас окружает пустой «мертвый» город Чернобыль. Квартиры с запыленными окнами и не снятым таким же запыленным бельем с балконов, частные дома с заросшим бурьяном огородами и спелыми, сочными яблоками в садах которые нельзя было кушать, т. к. они были зараженные радиацией. Надписями на заборах, указывающими день и уровень радиации в данном месте. И появляющиеся время от времени бездомные кошки и собаки, жмущиеся к людям, как бы прося у их помощи и защиты. Все это было рядом , вокруг нас. Да и не только Чернобыль, точно тоже самое представлял собой и город Припять, где проживали атомщики, прекрасный городок как бы уже был в прошлом, пустой огороженный колючей проволокой с въездом на его территорию только по специальным пропускам красного цвета с надписью — Припять всюду. Поселок Копачи, место где происходила пересадка всех, кто прибывал для работы на станцию в очередную рабочую смену и, выходя из обычных автобусов» дальше следовал уже в специально подготовленных выложенных свинцовыми листами, автобусах, также смотрел на нас аккуратными хатами и совсем недавно построенными кирпичными домами, но все это было, как и в городе без хозяев, и было ясно, что они сюда нескоро вернуться, а может и вообще не вернуться. Военные строители, как и все другие участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, продолжали трудиться.

После того, как был перекрыт аварийный реактор, улучшилась радиационная обстановка на станции и прилегающей к ней территории. Подошло время завершения работ по возведению саркофага. За короткий промежуток времени, начиная с мая по октябрь месяц, благодаря самоотверженному труду многих тысяч людей, среди которых были и люди, одетые в военную форму, было смонтировано 3200 тонн металлоконструкций и 2200 тонн подготовлено к монтажу. Работа подходила к окончанию, а сложностей не убавлялось, каждый новый день ставил новые задачи и иной раз задачи значительно сложнее выполненных. Большое количество работ на строительстве «саркофага» выполнялось людьми, находившимися на значительном расстоянии от него, в укрытии, где уровень радиации допускал нахождение людей, В таком укрытии и находилась бригада инженеров, высококвалифицированных специалистов в своем деле, которая осуществляла поистине уникальные операции. Руководила и выполняла посредством телекамер , мониторов и пульта управления работой красавца крана «ДЕМАГ», это именно он поднимал, уносил в заданное по проекту место весившие много десятков тонн бетонные балки и металлоконструкции, это при его помощи укладывали «мамонта», все перекрытия над разрушенным четвертым энергоблоком. Уникальность была и в том, что на месте укладки конструкций не было стропальщиков, и была разработана система, которая по команде из укрытия срабатывала, и крюки самостоятельно открывались и позволяли конструкции оставаться там, где она должна была лежать, а кран продолжал выполнять другие предусмотренные планом работы. И так продолжалось круглые сутки изо дня в день, смены менялись, а кран все работал, приближая час завершения работ. И надо было видеть ликование всех людей, когда работа завершилась. На суровых лицах впервые за многие месяцы напряженной работы можно было увидеть улыбку. Человек победил разбушевавшийся атом, одел на реактор рубашку из бетона и металла.

Вот и подошли мои воспоминания к своему окончанию. Почти 30 лет отделяет нас от трагических событий в Чернобыле. Много воды, как говорится, утекло с той поры, все мы стали старше, кто еще в наше непростое время служит, кто на пенсии, а кого, к большому сожалению, нет уже среди нас . Но это время мы помним, и тех людей, кто встал на пути разбушевавшегося атомного смерча, хотелось бы думать, не забудут последующие поколения. В заключении своих воспоминаний хотелось сказать о себе, кто я такой и почему вынес на суд свои воспоминания. Я, БУНЬ Владимир Иванович, 1955 г.р. Закончил военное строительное училище, служил в военно-строительных частях, прикомандированных к бывшему Министерству среднего машиностроения СССР. В 1986 году , в течении 4 месяцев принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

После возвращения в войсковую часть, через некоторое время был переведен в Ивановскую обл., нач. штаба военно-строительного отряда, через год в г.Москву — командиром ВСО. После этого был заместителем ком. полка, начальником штаба полка. Судьба сложилась так, что ВСЧ были расформированы и я, как и все другие офицеры и прапорщики был уволен по сокращению штатов.

img183

img184

Интересное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *