Военный строитель — строитель мира

К 110-летию А.Н. Комаровского – знаменитого военного строителя, участника Великой Отечественной Войны и одного из создателей ракетно-ядерного щита Страны.

По ходу подготовки и проведения всенародного праздника 71-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне в печатных и электронных СМИ появилось множество публикаций, посвящённых этому знаменательному событию. К сожалению, среди них практически нет материалов об активно действующем в годы Великой Отечественной войны «Строительном фронте» Красной Армии. И по сему профессиональное строительное сообщество крайне мало знает о героизме, трудовых и военных подвигах строителей.

Введение

Дата 22 июня 1941 года навсегда вошла в историческую память нашего народа. В этот день фашистская Германия без объявления воины напала на СССР. Развязывая войну против СССР, военно-политическое руководство третьего рейха сделало ставку на сокрушающую мощь первого удара, стремительность броска сконцентрированных масс танков, пехоты к жизненно важным политико-экономическим центрам государства.

Исключительная по трудности обстановка, сложившаяся в начале войны, потребовала экстренных мер высшего политического и военного руководства страны, всех государственных, общественных, центральных и местных органов управления для организации отпора врагу.

Одной из важных, сложных и крупномасштабных проблем, которую при шлось решать в суровые годы войны, была проблема создания многочисленных, глубоко эшелонированных систем укреплений, предназначенных для прикрытия главных стратегических районов, экономических и административных центров, военно-морских баз.

Подготовка территории военных действий в инженерном отношении явилась одним из важнейших условий, позволивших советским войскам сорвать стратегический план «Барбаросса», остановить противника, изменить ход вооруженной борьбы и в конечном итоге добиться, победы.

Осуществление такой подготовки стало возможным благодаря созданной совместными усилиями военных и гражданских органов СССР продуманной системы централизованного руководства комплексом оборонительных работ. Главное место в организации этой системы заняло формирование военно-строительных объединений, соединений и частей, мобилизация миллионов людей на строительство стратегических рубежей и плацдармов.

Созданные в годы войны военно-строительные органы и части стали мощным средством в руках оперативно-стратегического и политического руководства страны. Они способствовали повышению возможностей вооруженных сил в инженерном оборудовании театров военных действий.

Сокрушительное поражение гигантской военной машины гитлеровской Германии неопровержимо показало, что ни одна армия в мире не может одер¬жать победу без крепкого тыла. Осуществление программы оборонительных работ строительного фронта Великой Отечественной войны – одно из свидетельств единства фронта и тыла.

Громадный размах военно-инженерных работ поднимал народ на борьбу с врагом, вселял уверенность в то, что война будет доведена до победного конца. Все мероприятия по осуществлению мобилизационных задач были реализованы на пределе человеческих возможностей, ценой огромного напряжения духовных и физических сил нашего народа.

Опыт инженерного обеспечения стратегических оборонительных операций в течение всей Великой Отечественной войны представляет значительный интерес, являясь примером взаимодействия армии и народа, трудового героизма, мужества и патриотизма советских людей.

Опыт, накопленный органами оборонительного строительства в экстремальных условиях войны – это значительный источник знаний для современного поколения военных инженеров.

Военно-строительные формирования решали важнейшие задачи по обеспечению оборонительных операций на главных стратегических направлениях огромного фронта еще и потому что ими командовали такие талантливые руководители военно-строительного производства как Александр Николаевич Комаровский.

Становление автора настоящей публикации как офицера-строителя проходило под активном влиянием именно таких командиров, военных инженеров, политработников военно-строительных частей – непосредственных организаторов и участников эпопеи создания оборонительных рубежей.

Начальные строки биографии

В элите выдающихся строителей — участников Великой Отечественной войны, одно первых мест безусловно принадлежит Герою Социалистического труда, лауреату Ленинских и государственных премий, д.т.н., профессору, генералу армии А.Н. Комаровскому.

Александр Николаевич родился в 1906 г. в семье инженера-гидротехника. Отец Александра, Николай Александрович, в своё время окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения и строил шлюзы, плотины на Мариинской водной системе.

После 1917 г. его переводят в Московско-Окский округ путей сообщения и семья переезжает в Москву.
Молодой Александр поступает и учится в опытно-показательной школе им. Ф.Нансена. Как впоследствии вспоминает А.Н. Комаровский, «в школе были прекрасно оборудованные кабинеты… [она] возглавлялась обаятельным профессором географии Московского университета А.С. Барковым».

В 1922 году Александр окончил школу. Вопроса «кем быть?», встающего перед молодыми людьми, когда они вступают на самостоятельный жизненный путь, для него не было.

Александр с детства мечтал быть инженером-строителем. Со временем мечта стала глубоко обдуманным, выношенным решением. И в том, что так произошло, конечно же, немалую роль играл пример его отца.

Николай Александрович страстно желал, чтобы сын пошел по его стопам, и умело направлял пытливый ум сына. Часто брал его на стройки, показывал, что могут делать умелые человеческие руки, в сочетании со знаниями и талантом инженера. Юноша воочию видел и великий смысл, и романтику, и трудности профессии строителя.

Родная семья, пример и помощь отца стали для него первой строительной школой, где он, помимо пусть несистематизированных, но солидных знаний, получил главное, без чего нельзя делать ни одно дело, — любовь к избранной профессии.

Окончив школу, Александр подал документы в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) на строительное отделение водного факультета. За результаты экзаменов он особо не волновался, так как основательно к ним подготовился, но ему еще не было 18 лет, и это тревожило.

«…по возрасту немного не дотягивает, однако знания проявил преотличные. Рекомендую принять» — сказал председатель экзаменационной комиссии, и Александр Комаровский стал студентом МИИТа.

В МИИТе в то время работали известные учёные: профессора Ф.Е. Максименко (гидравлика), П.А Велихов (сопротивление материалов), И.П. Прокофьев (строительная механика), А.И. Фидман (гидротехника) и другие. Большое значение для будущих специалистов имела практика привлечения их к самостоятельной работе.

Студенты, по свидетельству Комаровского, привлекались к чтению докладов (иногда публичных) на отдельные технические темы, обязательно связанные с наиболее современными и прогрессивными на данный момент методами расчёта, конструирования или производства работ.

В феврале 1928 года Александр Николаевич окончил МИИТ, получив звание инженера путей сообщения. Его дипломный проект «Донская лестница шлюзов Волго-Донского канала» был расценен как серьезная научная работа. Председатель квалификационной комиссии — начальник управления водных путей сообщения НКПС, крупнейший в то время гидротехник К.Н. Акулов наложил на проекте резолюцию:
«Оставить проект в фундаментальной библиотеке института». Это была наивысшая оценка, выше пятерки.

Прямо на экзаменационной комиссии Александру Николаевичу было предложено остаться аспирантом института. «Вы уже почти сложившийся ученый», — сказал Акулов.

Конечно, было лестно услышать такое мнение о себе. Но у молодого инженера был свой обдуманный план. Пример благополучных молодых людей, прошедших путь студент-аспирант-доцент, его не прельщал. Уже став маститым инженером-строителем и ученым, Александр Николаевич не уставал повторять слушателям военных академий и студентам вузов, что предложенный ему путь не формирует ни ученого, ни тем более практика. И такой преподаватель мало чему может научить.

Первые трудности и первые успехи

В 1925 г. Комаровский начинает работать в Московском проектном бюро Свирьстрой. Бюро в то время возглавлялось известным гидротехником профессором А.И. Фидманом. Здесь Александр Николаевич получает замечательную практику инженера-конструктора и инженера-проектировщика. Уже в это время его работы отличались смелостью, а он сам твёрдостью в отстаивании своих взглядов. Так, Александру Николаевичу удалось доказать преимущества спроектированного им и его коллегами второго варианта Свирьской плотины.

К тому же времени относится его первые литературно-технические опыты. В 1929 г. Александр Николаевич составляет пособия по сооружениям, применявшимся в те годы для искусственных водных путей. Очень актуальной в те годы была тема воздействия льда на гидротехнические сооружения.

Знаменитый гидротехник, профессор Ленинградского института инженеров путей сообщения В. Е. Тимонов предложил Комаровскому поработать над этой темой. Результатом 4-хлетней работы явились книги «Структура и физические свойства ледяного покрова пресных вод» и «Действия ледяного покрова на сооружения и борьба с ним».

В 1933 г. издательство «Энергоиздат» выпустило ещё одну книгу Комаровского — «Зимняя работа затворов гидротехнических сооружений». Отец Александра Николаевича по этому поводу шутил: «Ты уже который год всё свободное время готовишь мороженное…».

На строительстве канала им. Москвы и других объектов

В 1931 году Комаровский был направлен на строительство Канала имени Москвы. Сначала был начальником гидротехнического сектора управления строительства Канала. С апреля 1934 года — он заместитель начальника работ Южного (Московского) района строительства канала.

С мая 1936 года — начальник работ центрального района канала. Там Александр Николаевич проявил себя талантливым инженером, выдающимся организатором работ и принципиальным руководителем. За работу на строительства канала награждён своей первой наградой — орденом Ленина.

После окончания строительства Канала имени Москвы в 1937 году А.Н. Комаровский назначен заместителем начальника строительства Куйбышевского гидроузла.

Изучив объект, Комаровский пришёл к выводу об ошибочности выбора места строительства из-за неблагоприятных геологических условий. А к тому времени строительство уже велось полным ходом, для чего был создан куст лагерей ГУЛАГа на 30 000 заключенных.

По этому поводу Комаровский вступил в жёсткий конфликт с начальником строительства С.Я. Жуком. В конечном итоге строительство было остановлено, а в послевоенное время начато в ином месте.

В 1938 году Комаровский назначен начальником сектора капитального строительства Народного комиссариата водного транспорта СССР. В том же году он был зачислен в кадры Красной Армии и ему было присвоено воинское звание военинженер 1 ранга (соответствовало званию полковник). Член ВКП(б) с 1939 года.

На посту заместителя наркома морского флота СССР по строительству

В 1939 году Комаровский переведён в Народный комиссариат морского флота СССР, назначен начальником Главспецгидростроя, затем – заместителем народного комиссара морского флота СССР по строительству.

Пришлось непосредственно заняться строительство военно-морских баз и гидротехнических сооружений.
В 1939 г. Александр Николаевич получает назначение – заместитель наркома морского флота СССР. На этой должности ему предстояло курировать также и строительство крупных железобетонных плавучих доков в Херсоне, на Чёрном море. Сложность работы заключалась в том, что необходимо изготовить тонкие объёмные железобетонные элементы из бетона высокой плотности и водопроницаемости. Успех был налицо.
Крупный железобетонный док выдержал серьёзное испытание во время буксировки его из Херсона во Владивосток. Александр Николаевич вспоминает:
«Мы все с большим волнением следили за этим сложным и, вероятно, беспрецедентным и в мировой практике перегоном крупного железобетонного плавучего дока. И телеграмма капитана о благополучном завершении рейса была праздником для всего наркомата… и далее, спустя тридцать лет, мне вновь пришлось столкнуться с работой этой же верфи и крупными железобетонными дорогами. Были в нашей работе и определённые недостатки, это в первую очередь… [недостаточное внимание] к силе штормовых ветров».

Результатом этого невнимания стало полное разрушение железобетонных ограждений подпорных стенок в Хосте и в Пицунде.

В 1938 г. А.Н. Комаровскому было присвоено звание инженера 1 ранга, а затем – бригадного инженера.

На строительных фронтах Великой Отечественная войны

5 августа 1941 г. бригадный инженер А.Н. Комаровский был назначен начальником 5-го управления оборонительных работ, на которое было возложено строительство оборонительных путей для Южного и Юго-Западных фронтов.

После выполнения боевой задачи – создания оборонительных рубежей под Харьковом, 5-ое управление было направлено на строительство Сталинградских рубежей и переоформлено в 5-ую сапёрную армию. Её командующим был назначен бригадный инженер А.Н. Комаровский.

Одной из главных задач армии стало строительство ДОТов, командных пунктов и других оборонительных сооружений.

По проекту многие сооружения должны были изготавливаться из монолитного железобетона. В условиях жестоких морозов 1941 г., не имея леса на опалубку, а также средств для обогрева тепляков, решение задачи было нереально.

Командование 5-ой армии нашло выход — на Сталинградских заводах организовали массовое изготовление транспортабельных железобетонных деталей. По собственному проекту из этих деталей сооружались оборонительные сооружения. Спроектированные и изготовленные конструкции прошли испытания на прочность и надёжность артиллерийским огнём.

Однако из Москвы поступило категорическое требование: прекратить «самовольство» и строить только из монолитного железобетона. Возник крупный технический конфликт с руководством главного управления оборонительного строительства НКО. В дальнейшем жизнь показала правоту инженеров-конструкторов и командования 5-ой армии. Строительство сборных железобетонных элементов, в том числе и крупноразмерных, продолжалось.

В докладной записке начальнику инженерных войск Красной армии генерал-майору Л. З. Котляру отмечалось, что изготовление усовершенствованных конструкций сборных железобетонных и металлических элементов сократило сроки строительства оборонительных рубежей, упростило транспортировку и сборку железобетонных деталей на месте.Конструкция сборных ДОТов была усовершенствована: число отдельных элементов сокращено с 202 до 152. Объём железобетона сокращён с 15,2 до 11,5 м3. Всё это вместе уменьшило стоимость всех сборных ДОТов на 1,5 млн. руб. и позволило за счёт экономии бетона дополнительно сделать около 200 новых ДОТов.

На фронте строительства Челябинского металлургического комбината

В середине января 1942 г. строительство Сталинградских и донских рубежей было завершено, и 22 января 1942 г. Государственный комитет обороны (ГКО) вынес решение: «Поручить бригинженеру Комаровскому – ком. 5-ой СА людей, освободившихся на оборонительном рубеже Сталинградской области в составе: инженеров и техников – 400 чел., мастеров и квалифицированных рабочих – 6 тыс. чел. вместе с автотранспортом и строймеханизмами направить на Байкалстрой».

Создание завода качественных сталей в районе Челябинска на базе руд Байкальского месторождения было задумано ещё в начале 30-х гг. Были проведены изыскательские работы, построено несколько бараков для строителей, но затем строительство было законсервировано.

В августе 1940 года правительство принимает решение о строительстве с 1941 г. Байкальского металлургического завода для производства качественного проката на базе Байкальских руд, Кузнецких и Карагандинских углей. Создаётся строительное управление Байкалстроя, но по ряду причин в начале 1941 г. стройка опять замирает. Однако фронт требует танков и, соответственно, большое количество качественной стали. В марте-апреле 1942 г., в соответствии с решением ГКО, из Сталинграда прибывает основная часть 5-ой саперной армии с квалифицированными инженерами, техниками, строителями и монтажниками.

Этот момент, по существу, и следует считать началом строительства Челябинского металлургического завода. В августе 1942 г., в соответствии с решением Правительства СССР, строительство получает наименование – Челябметаллургстрой.Как всегда, в первый организационный период, да ещё в условиях военной зимы, встало множество проблем, и в первую очередь – жилищная. За короткий срок на строительство прибыло около 30 тыс. человек. Лес для строительства казарм поступал с перерывами и далеко не в достаточном количестве. Всё это отягощалось необычайно суровой зимой.

Александр Николаевич пишет: «Вспоминая сейчас все стройки, на которых мне до или после этого приходилось участвовать, не могу назвать более сложной обстановки, если не считать, конечно, строительство оборонительных рубежей в прифронтовой полосе… Выход был найден совершенно необычайный для строительной практики. Трудно сейчас сказать, кто предложил для этой цели ивняк.

Буквально через несколько дней после этого предложения сотни людей день и ночь уже плели из приобретённого ивняка щиты, которые устанавливались на деревянном каркасе с плотной забивкой пространства между щитами талой глиной, добываемой из-под почти двухметрового слоя мёрзлого грунта.

Таким образом создавалась верхняя половина стены. Остальная часть „дома“ заглублялась в землю с закреплением стенок одним слоем плёнки»

Следующими по важности задачами были: строительство подъездных путей, дорог и создание минимальной строительной базы. Дороги строились ускоренными темпами. Строительство бетонного хозяйства возглавили крупнейшие специалисты по бетону – С. В. Шестопёров и Г. Д. Петров.

В результате чрезвычайно энергичной работы к июлю 1942 г. был построен центральный растворно-бетонный узел производительностью 1200 м3/сут. К этому же времени была организована мастерская и полигон по изготовлению сборных железобетонных элементов. Всего за первые 2 года строительства было изготовлено свыше 2000 м3 сборного железобетона.

На Челябметаллургстрое впервые было освоено массовое изготовление железобетонных труб с применением виброформ и немедленной распалубки после бетонирования. В течение нескольких месяцев был построен цех металлоконструкций производительностью 16 тыс. т в год, достроен Потанинский кирпичный завод и многое-многое другое. На стройке возникла проблема с бензином, что грозило остановкой транспорта и из-за этого — всей стройки.

Было принято решение срочно в массовом порядке изготовить газогенераторы и переоборудовать автомашины на другое горючее — дрова.

В результате крайне напряжённого труда коллектив стройки под руководством А. Н. Комаровского 7 февраля 1943 г. — ровно через 9 месяцев после разгрузки первого эшелона строителей — докладывал ГКО о завершении и сдаче в эксплуатацию первой очереди строительства Челябинского металлургического завода, а 19 апреля 1943 г. — выдал первую эксплуатационную плавку.

На послевоенных стройках

В 1945 г. Комаровский назначается начальником главного управления промышленного строительства. Главпромстрой создавал большое количество крупных предприятий, призванных удовлетворить нужды фронта и оборонной промышленности.

Вскоре Главк подключился к восстановлению разрушенных во время войны Беломоро-Балтийского канала, торговых портов на Балтике. Под руководством Комаровского Главк успешно выполнял все правительственные задания.

Однако было бы ошибкой считать, что всё шло гладко. Строительство — это сложная область народного хозяйства, и было бы странно, если бы всё шло, как по накатанной дороге.

Александр Николаевич пишет: «Зимой, в начале 1951 года, обрушилась конструкция ремонтно-механического завода смонтированная из привозных металлических элементов. Для расследования причин аварии выехал крупнейший металлург нашей страны академик И. П. Бардин, не говоря уже о начальнике Главка, отвечавшего за эту стройку. Первые итоги расследования ничего не дали, потребовались химические анализы металла. В конце концов, было установлено, что для металлоконструкций использовали хладноломкий металл». Пришлось демонтировать все конструкции. А это десятки тысяч тонн металлоконструкций, которые были заменены на металл выдерживающий морозы в 40-50 °С».

Строительство московского Государственного университета.

В 50-х гг. Александр Николаевич руководит строительством Государственного университета. Должность была ответственной и почётной.

В исключительных темпах шли проектные работы и, одновременно, осуществлялось строительство здания МГУ.

Большой и многообразный комплекс зданий и сооружений МГУ был закончен летом 1953 г. и сдан Государственной комиссии с отличной оценкой. 1 сентября 1953 г. состоялся торжественный митинг по случаю окончания работ и начала занятий на всех факультетах МГУ.

После завершения строительства МГУ Александр Николаевич настойчиво просит об освобождении его от руководства Управлением строительства Дворца Советов. Его просьба удовлетворена, и он направлен на совершенно новое строительство, как говорится, на передний край науки и техники.

У истоков атомной энергетики

28 июня 1954 г. в печати появилось сообщение о пуске в СССР первой атомной электростанции. Строительство АЭС поставило перед учеными, инженерами и строителями совершенно новые задачи.

Самое непосредственное участие в проектировании, строительстве объектов атомной энергетики принимал строительный коллектив, которым руководил Комаровский. Ещё в 1946 г. состоялось решение о строительстве исследовательского комплекса для нужд атомной энергетики. Выбор выпал на район у села Петякино вблизи станции Обнинская Киевской железной дороги (примерно в 110 км от Москвы).

Одновременно с научно-исследовательскими объектами строился город, которому было дано имя Обнинск. После ряда экспериментов под непосредственным руководством академиков И. В. Курчатова и Н. А. Доллежаля к 1950 г. был разработан проект первой в мире атомной электростанции с энергетической мощностью 5 тыс. кВт.

Одновременно Обнинском рос и другой город науки — Дубна. История его началась в 1947 г. в связи с решением о строительстве первого в СССР крупного ускорителя элементарных частиц — синхроциклотрона мощностью 600—700 МэВ (мегаэлектронвольт).

Строительство и монтаж самого синхроциклотрона были завершены в 1949 г. За 2 года строительства было уложено 20 тыс. м3 бетона. Одно только верхнее защитное перекрытие толщиной 2 м весило 10 тыс. т. На обмотку системы питания и управления было уложено 500 км кабеля.

Здание первой атомной электростанции (г. Обнинск)

После большой исследовательской работы, проведённой академиком В. И. Векслером на построенной действующей модели, в Физическом институте АН СССР в г. Дубна был построен синхрофазотрон мощностью 10 ГэВ.

В 60-х гг. А. Н. Комаровский одновременно участвует в строительстве г. Навои, а также многочисленных институтов городка сибирского отделения Академии наук СССР.
Проектирование и строительство многих «ядерных» объектов, развитие в целом атомной промышленности и атомной энергетики в нашей стране поставили ряд новых задач перед строительной наукой, в частности, материаловедением.

В 1958 году для подготовки квалифицированных кадров инженеров-строителей и проектировщиков ядерных установок в одном из старейших вузов страны была создана кафедра строительства ядерных и специальных сооружений. Руководить кафедрой было поручено д. т. н., профессору А. Н. Комаровскому.

На кафедре под руководством Комаровского производились важные исследовательские работы, прежде всего по следующим направлениям: радиационная стойкость бетона, водород и защитные свойства бетона, засыпная биологическая защита, бетонная защита от гамма-излучений. Результаты исследований по защите ускорителей нашли практическое применение. В частности, защита экспериментального зала ускорителя в Серпухове выполнена в соответствии с рекомендациями учёных кафедры. Результаты работы кафедры также были учтены в проекте реконструкции синхроциклотрона и в ряде других проектов.

Во главе военно-строительного ведомства Министерства Обороны СССР

В конце 1963 года Комаровский был назначен заместителем министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск. В это сложное время Комаровскому пришлось руководить строительством военных, оборонительных, ракетно-ядерных и других сооружений уже в масштабах всей страны.

Под его руководством было построено большое количество специальных, в том числе ряд уникальных сооружений, способствовавших повышению обороны Родины, подъему боевой готовности Советской Армии и Военно-Морского Флота.

2 ноября 1972 года Александру Николаевичу Комаровскому было присвоено воинское звание генерала армии. Это был первый в истории нашей страны случай присвоения военному инженеру звания «полного генерала».

На этом этапе его деятельности, автору настоящей статьи посчастливилось встретится с Александром Николаевичем. Сейчас, когда прошло более 40 лет со дня его смерти, эти встречи вспоминаются с большим волнением и неким сожалением. Ведь это был выдающийся строитель и замечательный человек, и как мало всё-таки мы от него переняли.

На всех постах, куда власть ставила Александра Николаевича, его деятельность сочетала в себе глубокие теоретические знания с большими организаторскими способностями, с постоянным поиском, новаторским подходом к решению стоящих задач.

На возглавляемым им стройках всегда применялись наиболее прогрессивные методы строительно-монтажных и всех других работ, способствовавшие быстрому и экономичному их осуществлению. По определению академического сообщества, Комаровский являлся выдающимся инженером своего времени.
За образцовое выполнение заданий партии и правительства, достигнутые при этом выдающиеся результаты Александр Николаевич Комаровский удостоен звания Героя Социалистического Труда, Ленинской и Государственных премий. Его заслуги семь раз отмечались высшей наградой Родины — орденом Ленина, многими другими орденами и медалями.

19 ноября 1973 года после непродолжительной тяжелой болезни на 68-м году жизни Александр Николаевич Комаровский скончался.

Заключение

«Моя военная специальность — строитель», так писал о себе генерал армии Александр Николаевич Комаровский. И в этих словах ощущается некое противоречие. Ведь как ни крути, война всегда связана с разрушениями, а строитель же по самой сути своей — творец, созидатель.

Но если вдуматься, то противоречия здесь нет. Необходимость защиты Родины, обеспечения условий достойного существования государства и его граждан – побуждает людей самых мирных профессий направлять свои знания и талант на службу делам военным, обеспечивающим оборону страны. Облегчая человеческий труд, делая его все более могущественным, конструкторы и инженеры так или иначе создают разнообразную военную технику.

Так сложилась и жизнь Александра Николаевича Комаровского. Как инженер-строитель, как руководитель крупных строек, как теоретик строительного дела, Александр Николаевич сделал очень много для счастливой мирной жизни советских людей, для выполнения планов экономического развития нашей Родины.

Вместе с тем как советский военачальник генерал армии А.Н. Комаровский внес большой вклад в достижение нашей победы в Великой Отечественной войне, сыграл важную роль в укреплении обороны, военного могущества Советского социалистического государства.

В современных условиях и связи с нарастанием угрозы национальной безопасности России перед корпусом военных инженеров стоят сложные и трудные задачи. Сохраняются внешние угрозы территориальной целостности страны, попытки изолировать Россию, противопоставить ее не только странам СНГ и Балтии, но и Восточной Европы. Логическим продолжением этой политики является расширение НАТО на Восток.+

Нестабильность геополитического положения Российской Федерации связана и с тем, что из 16 тысяч километров ее западных и южных границ, 9,5 тысяч оказались необорудованными с инженерной точки зрения, а наиболее подготовленные в оперативном отношении территории с развитой оборонной инфраструктурой остались за пределами страны.

Совершенно очевидно, что успешное решение этих задач возможно лишь с учетом всестороннего изучения предшествующего исторического опыта военных инженеров-строителей.

Автор настоящей публикации надеется, что незаурядная судьба и эффективная деятельность А.Н. Комаровского на высоких постах оборонного строительства будет служить не только расширению кругозора военных инженеров, совершенствованию их мышления, но послужит хорошим примером для развития эффективной строительной деятельности в Российской Федерации.

Борис Скупов

Интересное

  • Руководители атомной отраслиРуководители атомной отрасли Николай Павлович Волошин РФЯЦ-ВНИИТФ, помощник директора Об истории и руководителях атомной отрасли (Выдержки из книги) В […]
  • Воспоминания отцаВоспоминания отца Уважаемые посетители сайта! К нам на сайт прислал воспоминания своего отца Александр Алексеевич Панасюк, проживающий в городе […]
  • ВОЕННЫЕ СТРОИТЕЛИ-ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 01013ВОЕННЫЕ СТРОИТЕЛИ-ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 01013 Л. Кошелева, Л. Шапир ВОЕННЫЕ СТРОИТЕЛИ-ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 01013 На снимке (слева направо): Полковник Владимир Емельянович Селиванов. […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *