Университет для ледоколов
На атомном ледоколе «Ленин» учились строить атомоходы и ходить по Северному Ледовитому океану. Практически сразу «Ленин» стал экскурсионной площадкой для важных гостей. Сейчас «ледокольный дедушка» работает музеем в Мурманске и всем своим видом демонстрирует историю начала «Атомфлота».
«Ленин» – это особенное судно не только для «Атомфлота», но и для всего мира. Он был самым первым атомным ледоколом, еще на этапе проектирования на нем проверялись и испытывались инженерные решения, увеличивающие мощность, автономность передвижения и иные характеристики, важные для работы в тяжелых условиях Северного Ледовитого океана.
Еще в далекие 1950-е годы для проверки расчетов проходимости нового ледокола проводили серию экспериментов в специальном ледовом бассейне – такую практику применяли впервые в мировом ледоколостроении. Модель ледокола испытывали и в чистой воде, и в ледовой обстановке. До «Ленина» ни одно судно не было рассчитано на работу в двухметровых льдах: дизельный ледокол «Ермак», с которым сравнивали атомоход, был рассчитан на толщину льда максимум 80 см.
Благодаря использованию ядерных реакторов инженеры смогли использовать водоизмещение, которое в дизельных ледоколах использовалось для хранения топлива, для усиления мощности силовой установки и защиты корпуса. Корпус построили из сталей повышенной прочности, разработанных специально для ледокола в институте «Прометей». Наружная обшивка получила ледовый пояс толщиной 52 мм в носовой оконечности, 44 мм – в кормовой и 36 мм – в средней части. Форштевень на уровне ватерлинии выполнен в форме ласточкиного хвоста – так атомоход мог эффективнее врезаться в ледовое поле. Для повышения непотопляемости и живучести корпус разделили одиннадцатью поперечными водонепроницаемыми переборками.
Из-за перехода на ядерное топливо полностью была автоматизирована силовая установка, которой можно было управлять дистанционно. На судне было установлено более 500 электромоторов разной мощности, автоматы, электронные устройства и более 300 км кабелей.
«Ленин», предназначенный для автономного плавания в течение года, был не только мощным и высокотехнологичным, но и комфортным: на атомоходе не было кубрика, только одно- и двухместные каюты, кают-компания с отделкой из ценных пород дерева, музыкальный салон с роялем, кинозал, установки искусственного климата и лампы дневного света, особенно востребованные во время полярной ночи.
«Ленин» был введен в эксплуатацию в декабре 1959 года и проработал 30 лет – обеспечивал навигацию по Северному морскому пути, провел 3740 судов, сам прошел 654,4 тыс. морских миль. «Ленин» готовил экспедицию другого атомного ледокола – «Арктика» – на Северный полюс, пройдя маршрут севернее Северной земли. На ледоколе проходили стажировки специалисты, которые затем работали на других атомоходах – штурманы, матросы, механики, машинисты, электрики и другие. Из-за большого количества персонала и прикомандированных первые годы прием пищи на ледоколе проходил в три потока. Четыре раза в день, то есть всего 12 смен питания в сутки.
Знакомиться с «Лениным» приезжали важные гости со всего мира, в том числе главы государств. А после того, как в 2009 году «Ленин» ошвартовался в мурманском морском вокзале в качестве музея, его двери открыты для приема всех желающих посмотреть на первый в мире атомный ледокол. За первые семь лет работы музеем на ледоколе побывали более 250 млн человек.
В настоящее время на «Ленине» работает информационный центр по атомной энергии, а также постоянно действует выставка «Атом и Арктика», посвященная истории атомного ледокольного флота и развитию Севморпути.
Севморпуть развивается, «Атомфлот» растет. В октябре нынешнего года головной ледокол серии 22220 «Арктика» был официально сдан в эксплуатацию. Серийные суда этого проекта – «Сибирь», «Урал» и «Якутия» – уже строятся, в ближайшее время должны быть заложены: еще один ледокол этой проекта – «Чукотка», а также новый мощный ледокол проекта «Лидер».
Спасибо за интересный материал. Вызывает сомнение фраза: «За первые семь лет работы музеем на ледоколе побывали более 250 млн человек», что означает что ежегодно на ледоколе быва более 35,7 миллионов экскурсантов, а в день посещать музей должны были окола 100 тысяч человек, что при инфраструктуре Мурманска и населении самого Мурманска около 300 тысяч было бы просто невозможно. Видимо эта цифра требует коррекции. А вот чего не хватает в статье, так это о скрытой странице истории ледокола — уникальной операции проведенной на данном ледоколе, когда в море был затоплен аварийный реактор, предвариельно залит пастмассой и затоплен у берегов Новой земли. Сделать это в море, даже в теории, технологически кажется невозможным, но наши инженеры справились с этой задачей. Надеюсь аудитория понимает что освобождение от реактора происходила не по принципу «И за борт ее бросает в набежавшую волну»… И это очень интересный опыт. Отдельным представительным экскурсиям рассказывают о данном факте во время посещения сегодняшнего музея, рассказывают как о доказательстве технического развитиия советской науки. Интересно было бы прочесть об этой операции из официальных источников.