Андрей Перепелятников. Серебряный костыль. (К 70-летию ВСЧ атомной отрасли)

Серебряный костыль

Рассказ

1.

Андрей Перепелятников

До 1973 года я проходил службу в должностях помощника начальника отдела политработы Управления войск и старшим инструктором по клубно-массовой работе. Когда в 1967 году я был назначен на клубно-массовую, в моём ведении был штатный оркестр Управления войск. На его основе мы с бывшим в то время начальником отдела политработы полковником Александром Фёдоровичем Ананьевским, большим любителем художественной самодеятельности, на базе штатного оркестра воссоздали ансамбль песни и пляски. Который, замечу, в 1967 году в смотре-конкурсе художественной самодеятельности центрального Управления наших войск занял первое место. А восемь наших номеров были отобраны на заключительный концерт в Центральном доме Советской армии. Эти же ребята были приглашены и давали концерт на приёме в министерстве Среднего Машиностроения, который проводился  в честь пятидесятилетия Октябрьской революции. После концерта моих орлов пригласили за отдельный в сторонке стоявший стол. А жена бывшего в то время министром Ефим Павловича Славского налила ребятам и по рюмочке коньяка…

Наш коллектив в то время гремел по всей области, выступал во многих коллективах города и области и даже на областном томском телевидении.

Когда же я был переведен на комсомольскую работу, связь со штатным оркестром Управления не терял. На новой должности стал членом бюро Томского-7 ГК ВЛКСМ, членом Пленума ОК ВЛКСМ. Естественно, был знаком не только с руководством  томской комсомолии, но и со всем партийным руководством нашего ЗАТО.

Бывший первый секретарь Томского-7 ГК КПСС Александр Григорьевич Мельников к 1974 году был переведен в томский ОК КПСС на должность заведующего отделом капитального строительства ОК КПСС.

В Томской области уже несколько лет строилась железная дорога Асино-Белый Яр. Стройка эта была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской.

И вот утром четвёртого октября 1974 года в штабе в/ч 11102, где я уже в то время проходил службу пропагандистом полка, раздаётся звонок, и дежурный по штабу со всех ног летит в одну из рот части и докладывает мне, что меня срочно к телефону. Звонил Александр Григорьевич Мельников. Когда я, запыхавшийся  взял телефонную трубку и доложил, что слушаю, большой партийный начальник коротко сказал: «Сегодня в 17 часов быть с оркестром на станции Томск-2. Там будет отправляться специальный поезд на торжества по случаю окончания работ на строительстве железной дороги Асино-Белый Яр. Будем забивать «серебряный» костыль. Надо будет отыграть на митинге , а потом дать хороший концерт».

Тут надо пояснить читателю, что забивать «серебряный» костыль была такая традиция у тогдашних строителей железных дорог. А «серебряным» он назывался потому, что был последним. На строительстве железной дороги Асино-Белый Яр, строительство шло с двух сторон —  из Асино и из Белого Яра. В точке встречи рельсов и забивали последний, то есть «серебряный костыль».

Выслушав Александра Григорьевича, я, было, начал ему объяснять, что уже не руковожу оркестром и служу в 102-м полку, но партийный начальник очень спешил, буркнул мне: «Доложи о моей просьбе начальнику Управления», — и положил трубку. Откуда ему было знать о переводе к новому месту службы какого-то майора.

Естественно, я тут же позвонил в штаб Управления и доложил начальству о звонке Мельникова и получил распоряжение немедленно готовиться к выполнению просьбы.

2.

Тут же я позвонил военному дирижёру оркестра, передал распоряжение готовиться к поездке и прикинуть программу концерта. Позвонив домой и сообщив маме, что срочно уезжаю в командировку, подхватил сумку с кинокамерами и фотоаппаратом, я побежал на автобус, чтобы ехать в в/ч 40317, где проживал оркестр.

Когда мы приехали на станцию Томск-2, там на первом пути уже стоял состав из шести пассажирских вагонов, прицепленных к маневровому тепловозу. Бегавший вдоль вагонов с красной повязкой парень указал нам наш вагон.    Поскольку в вагоне были мы одни, разместившись, мы начали прогон концертной программы.

Ехали к месту назначения всю ночь. После Асино наш поезд можно было обогнать пешим шагом.   От сильных наклонов то влево, то вправо наш старый вагон так скрипел, что спать практически было невозможно. Проложенные через болота рельсы постоянно проседали, порой скрываясь под водой. Строители сыпали и сыпали щебень в насыпь без конца. Иногда наш вагон сильно наклонялся вперёд, а потом поднимался словно на крутую морскую волну.

Часов в девять утра прибыли мы на какую-то, окруженную со всех сторон лесом не большую станцию. Немного погоняв вагоны по путям, отцепив от состава вагон- буфет, тепловоз снова сформировал состав и все приготовились ехать дальше. Я обратился к распорядителям мероприятия с вопросом о кормёжке моих музыкантов. Минут через пять нам в вагон какие-то парни принесли ящики с колбасой, консервами и хлебом. Принесли и большой бачок с горячим чаем. Кружки или стаканы нам не дали, тогда в купе проводников, которых в составе не было, мы нашли одну алюминиевую кружку и пили из неё чай по очереди. Скрипя и ещё больше раскачиваясь поезд тронулся дальше. Только к обеду мы, проехав километров двадцать, прибыли на место торжества. Там всё было готово к его проведению: небольшая поляна была расчищена от растительности и посыпана песком, чуть в сторонке от насыпи была сооружена и украшена флагами и лозунгами трибуна, стоял вагона со звеньями пути и кран, готовый их укладывать.

Выгрузившись из вагона мы заняли место рядом с трибуной, а все приехавшие в нашем составе и рабочие путейцы  стали перед нею. Оркестр стал играть марши и разные мелодии. Минут сорок все кого-то ждали, суетились. Наконец, Александр Григорьевич Мельников открыл митинг.

После окончания митинга минут двадцать опять тянулось ожидание. Наконец, Мельников дал отмашку и кран путеукладчик стал медленно поднимать звено из рельсов и прикрепленных к ней шпал. Место укладки последнего звена огородили красной полосой. За ленту ограждения зашло руководство стройки, Мельников, секретари обкома комсомола и несколько одетых в красивую робу рабочих путейцев, победителей в соревновании за право забить «серебряный костыль». Александр Григорьевич вынул из портфеля, как я позже выяснил,  семь покрытых никелем на нашем Сибхимкомбинате костылей, раздал их рабочим и некоторым гостям. Кран-укладчик поднял и опустил на насыпь звено из рельсов и получившие костыли рабочие и гости принялись из специальным инструментом заколачивать, крепя рельсы к шпалам.

Интересное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *