Первая смена. Этапы мужества военных строителей при возведении объекта «Укрытие».

Уважаемые ветераны!

Вашему вниманию предлагается для  обсуждения и редактирования материал, посвященный участию военных строителей в первой вахтовой смене при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

По замыслу экспозиции он должен  размещаться на настенных стендах.

Убедительная просьба свое впечатление, замечания, предложения, уточнения, а также   различные материалы, относящиеся к данному периоду, присылать на электронную почту 7602550@mail.ru.


Этапы  мужества военных строителей при возведении объекта «Укрытие»

Мужество есть великое свойство души;
Народ, им отмеченный,  должен  гордиться собой

Н.М. Карамзин

15 мая Правительство СССР поручило Минсредмашу совместно с другими министерствами и ведомствами выполнение работ, связанных с консервацией 4-го энергоблока ЧАЭС.

К 17 мая была разработана структура вновь созданного Управления  строительства (УС-605),  подобран руководящий состав стройки.

Постановлением ЦК КПСС и  Совета Министров СССР от 5 июня 1986 года за № 663-194 Министерство среднего машиностроения было назначено генподрядчиком по осуществлению работ, связанных с  захоронением 4-го энергоблока ЧАЭС.

Приказом Министра № 211 от 20 мая 1986 года было создано Управление строительства № 605, которому было поручено осуществлять работы по захоронению 4-го блока станции,  разработаны и  утверждены все необходимые нормативно-правовые документы.

21 мая 1986 года  руководящий состав УС-605 выехал в Чернобыль и приступил к выполнению задания.

Первая вахтовая смена c 20 мая по 15 июля 1986 года

В составе руководства УС-605, которое возглавил — генерал-майор Е.В. Рыгалов, заместителем начальника  по войскам  был П.А. Жук, служивший в это время в должности заместителя начальника Приднепровского химического завода.

16 мая 1986 года начальник УВСЧ в/ч 64640 полковник  П.А. Жук и его заместитель майор И.С. Ляденко во главе  с командой  военных строителей срочной службы численностью 478 человек прибыли в Чернобыль для подбора местности и установления палаточных городков по размещению личного состава военнообязанных.

29 мая 1986 года был организован первый палаточный городок полка в Иванкове (в/ч 55237) на 100 палаток из расчета одна палатка на 10 коек, столовая, санпропускник, объекты социально-бытового назначения и т.д.


Летний палаточный городок войсковой части в Иванкове

Всего в УС-605 было сформировано два полка (в/ч 55237, в/ч 62269) и один военно-строительный отряд (1308 ВСО), общей численностью 3000, 2000 и 400 человек  соответственно.

Войсковая часть  55237 дислоцировалась в районе н.п.  Иванково. Командирами части были полковник Карпюк П.Ф; полковник Михно; подполковник  Чебан Г.Г.

Войсковая часть  62269 была сформирована в середине июня и располагалась в здании школы –интерната в городе Чернобыль. Командиром части  был полковник  В.И. Нагорный.


Развод личного состава для следования на работу.
На переднем плане В.И. Нагорный и В. Федяев

1308 ВСО  дислоцировался в  н.п. Тетерев, командирами  отряда были  подполковник И.П. Арнаут, подполковник Н.Г. Брак.

Главные задачи смены, в решении которых активное участие приняли военные строители

  1. Обустройство территории для приема и размещения военных строителей, «резервистов» и вольнонаемных ликвидаторов

В рекордные сроки,  с учетом выполнения  полного комплекса противорадиационных мероприятий (срезка поверхностного слоя,  создание  бетонной  подушки, дезактивация территории,  пылеподавление и т.д.), была готова  к приему  социально-бытовая инфраструктура для приема и размещения 5000 человек.

  1. Расширить станцию Тетерев, построить новые железнодорожные ветки для приема огромного потока грузов: техники и строительных материалов.

Существующие возможности железной дороги  на этом участке не позволяли  обеспечить  прием планирующегося  объема  грузов.  Специфичным было  то, что требовалось  не только существенно расширить возможности  по приему, перегрузке и  хранению  различных грузов, но обеспечить бесперебойную поставку на станцию требуемых материалов.

В том числе и руками военных строителей   была практически реализована идея, разработанная коллективом Московского треста № 1 во главе с заместителем начальника В.М. Бедняковым, по постройке перегрузочной эстакады  для разгрузки железнодорожных хопперов с цементом с одновременной загрузкой автоцементовозов самотеком. Это позволило за считаные минуты разгружать хоппер и загружать цементовозы.

Работы выполнялись в круглосуточном режиме.  И за все время существования  1308 ВСО не было ни одного случая нареканий со стороны руководства УС-605 о срыве технологического процесса.

  1. Создание базы строительной индустрии

Работа по организации бетонно-строительной индустрии (БСИ) и переработке приходящих грузов усугублялась тем, что использовать существующую мощную строительную базу и подъездные ж/д пути было совершенно невозможно из-за сильного радиационного загрязнения (след радиоактивного  облака как раз произошел в сторону БСИ), и все попытки хоть как-то использовать эту базу не увенчались успехом. Нужно было создавать все заново!

Требовалось: 

построить  три автоматических бетонных завода. В соответствии с Правительственным заданием первый бетон должен был пойти уже 20 июня. Эту задачу решало Обнинское УС. Руководили работами опытные строители — заместители главного инженера этой стройки В.И. Юрин и полковник С.П. Золотухин.

20 июня 1986 года в 18 часов начальник УС-605 генерал Е.В. Рыгалов доложил Правительственной комиссии, что первый бетонный завод запущен, и передал в Правительственную комиссию образец первого бетона.

Все три завода заработали к началу июля и в период обкатки к 14 июля выдали более 18 тысяч кубов бетона. Это были  невиданные темпы.

построить площадки для автомобильной и тяжелой строительной техники.

построить   причал для приема барж со щебнем, склад инертных материалов, оборудованный необходимой техникой, автодорогу от причала до бетонного завода протяженностью около семи километров;

перегрузочную эстакаду для разделения потоков  «чистых»  и  «грязных» бетоновозов для доставки бетона на места укладки

Военнослужащие на перегрузке бетона из «чистых» машин в «грязные»

Суть этого устройства заключалась в следующем: чистые бетоновозы и самосвалы заезжали на грунтовую эстакаду высотой 9,5 м от уровня земли и сваливали бетон в бункера с затворами, снизу эстакады заходили «грязные» бетоновозы и загружались из бункеров бетонной смесью. Проезд с нижней («грязной») зоны в верхнюю («чистую») был полностью исключен. Аналогичным способом, только с помощью кранов, выполняли на этом комплексе и перегрузку других грузов, большим потоком шедших на строительство «Укрытия».

  1. Очистка территории в районе 4-го блока от радиоактивных отходов

Требовалось срочно построить два санпропускника. Создать нормальные условия в зоне работ: построить бытовые помещения, оградить их бетонными плитами со стороны 4-го блока, очистить зоны 4-го блока и приступить к укладке бетона с тем, чтобы уже к 20 июня начать укладывать бетон в завал.

Общий вид  территории в районе 4-го энергоблока после аварии

Точно в назначенный срок  первый, второй и четвертый районы УС-605 начали укладывать бетон в завал.

  1. Создание защитной плиты под реактором 4-го блока.

30 мая, в подготовленный  шахтерами и метростроевцами  котлован  спустилась первая группа монтажников. В основном это были электрики и киповцы.  Работа в забое была тяжелой. Вручную устанавливались секции регистров весом до 800 кг. На нескольких квадратных метрах иногда сосредотачивалось до 50 человек. 27 июня  работы по  монтажу регистров теплообменника под реактором 4-го блока были завершены. 

  1. Создание «пионерных» оградительных бетонных стенок  вокруг разрушенного  4-го энергоблока.

В соответствии с проектом «пионерные» стены представляли модульную пространственную конструкцию с размерами 2,3 х 2,3 х 6,9 м, из которых собирались блоки с опалубочными стенками высотой 6,9 и 4,6 м, вместе с платформой и трайлерами они имели высоту 8,4 и 5,7 м.

Транспортировка модулей с базы «Сельхозтехники» осуществлялась на 20-тонных трейлерах тягачами КРАЗ. Для возведения «пионерной» стены по оси А была использована железная дорога № 31, проходящая вдоль трансформаторного пространства у южной стены машинного зала. Роботизированные комплексы ИМР-2Д очистили дорогу от радиоактивных обломков. Модули собирались в блоки на ж/д платформах в зоне между корпусом АБК и 1-м энергоблоком, где радиационная обстановка позволяла работать несколько часов. По мере сборки блоков на платформах они продвигались в сторону 4-го блока, а после сборки стенки во всю длину они были передвинуты в проектное положение, где и были забетонированы при помощи бетононасосов, размещенных на удалении 300-400 метров. В результате получилась защитная железобетонная стена высотой 8,6 м и толщиной до 7 м. Она обеспечивала зону «радиационной тени» шириной до 6 метров. Работы выполнялись с 15 июня по 15 июля 1986 года.

Военные строители выполняют работы  в районе  «пионерной» стенки

По такой же технологии, как и на оси А, возводилась «пионерная» стена по оси 68 (западный торец машзала). Отличие состояло в том, что по оси 68 не было готовой железнодорожной ветки и ее пришлось строить заново из готовых звеньев. Высокий уровень радиации (до 250 р/ч) исключал доступ людей в зону работ, поэтому пришлось рельсовый путь монтировать дистанционно с применением инженерных танков, а для скрепления рельсовых плетей были сконструированы специальные автоматические замки.

По осям Ю и 51 в качестве платформ для установки опалубочных блоков «пионерной» стены были использованы автотрейлеры, которые, как ж/д платформы, были забетонированы. Прикрываясь от излучения «пионерными» стенами, военные строители производили бетонирование при помощи бетононасосов пространств между «пионерными» стенами и стенами 4-го энергоблока. При этом в толще бетона были захоронены контейнеры с высокоактивными обломками (400-600 р/ч). Забетонированные междустенные пространства служили основанием для возведения конструкций «Укрытия» 4-го энергоблока ЧАЭС. Возведение всех «пионерных» стен и оснований было закончено в августе 1986 года. В стены и основания было уложено 86 400 м3 бетона.

Генерал Е.В. Рыгалов и полковник В.Я. Мигунов вручают  военным строителям грамоты и Благодарности

За короткий срок, третью декаду мая и июнь, был выполнен огромный объем работ и созданы все условия для полномасштабного сооружения «Укрытия» на 4-м блоке АЭС.  Все задачи первого этапа, поставленные  Правительственной комиссией перед   УС-605, были выполнены в срок,  это стало возможным  в том числе, и благодаря самоотверженной работе военных строителей.

Интересное

  • Памяти Петра Феодосиевича КарпюкаПамяти Петра Феодосиевича Карпюка Время летит стремительно… Вот уже как 20 лет с нами нет генерал-лейтенанта Карпюка Петра Феодосиевича . 17 января 2016 года члены Союза […]
  • Служили два товарища… в ВМФ.Служили два товарища… в ВМФ. Скачать материал в PDF После размещения на сайте http://25525.ru/ материалов о генералах - знаменитых выпускниках нашего военного […]
  • Принявшие огонь на себяПринявшие огонь на себя Принявшие огонь на себя (газета «Тверская,13 от 1-7 января 1998г. № 1) Какая связь между аварией на Чернобыльской АЭС и московским […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *