Мир уже никогда не будет прежним

МИР УЖЕ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ПРЕЖНИМ.
За истекшие три с половиной десятилетия после катастрофы на Чернобыльской атомной станции мир изменился до неузнаваемости. В первую очередь, изменилось отношение между людьми. Не доведи Господи повториться аналогичной ситуации в современное время, однозначно сложно сказать: будет ли такой бескорыстный порыв добровольцев, чтобы предотвратить, либо ликвидировать очаг опасности.
Почему так резко изменился менталитет у людей? Хотя, возможно, старшее поколение и сегодня еще откликнулось бы на призыв Правительства. Но это единицы. Остальные, отстаивавшие свои права и льготы через судебные тяжбы, уже думают по-другому. За какую провинность Законодатель тридцать девять раз вносил изменения в «чернобыльский» базовый закон в сторону умаления льгот? Как можно было секвестрировать то, что являлось компенсацией за потерю здоровья? Если раньше «чернобыльцы» гордились этим «прозвищем», были почитаемы, то теперь о них вспоминают в День памяти погибшим в радиационных авариях и катастрофах, и то, чисто формально, чтобы завтра переключиться на очередное мероприятие. Далеко не стихийно «чернобыльцы» начали объединяться в организации, ассоциации. Это была вынужденная мера, чтобы защитить свои права, отстоять положенные льготы. Защитить от кого? От тех, кто их посылал в адово пламя! Ни одна «чернобыльская» организация не получает субсидии на обеспечение своей жизнедеятельности. Многие, по этой причине, стали постепенно самоликвидироваться. А ведь их роль, в социальной адаптации «чернобыльцев», вдов Чернобыля — огромная. Они несут на себе часть обязанностей Комитетов социальной защиты населения. По правовым, социальным вопросам ликвидаторы ядерных катастроф и аварий обращаются в первую очередь в «чернобыльские» организации. А работа с людьми, в чем-то ущемленными, очень нелегка. В знак благодарности за эту работу Комитеты социальной защиты в судах защищают интересы не чернобыльцев, а государства.
Статьей 24 «чернобыльского» базового закона от 15 мая 1991 года ФЗ 1244-1 была предусмотрена специальная программа по обязательному медицинскому наблюдению участников работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной станции.
Законодатель, скандальным ФЗ №122 от 22.08.2004 года заменил на общую программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Более того, Минздрав, в унисон с законодателем, издал пагубный приказ № 216 от 26 мая 2003 года, предусматривающий диспансеризацию «чернобыльцев» узкими специалистами: врачом-терапевтом и хирургом-онкологом, при общем анализе крови и мочи. В то время, когда госслужащие обязаны, согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н, наблюдаться более четырнадцатью специалистами, при развернутом анализе крови и мочи. С последующим гарантийным санаторно-курортном оздоровлением.
И как результат: многие заболевания «чернобыльцев», особенно онкологические, сердечно-сосудистые обнаруживаются только в поздней стадии. Итог — летальный исход.
Сегодня творится парадокс с льготными лекарствами. Если врач и выписывает их, то в аптеке в большей степени таких наименований нет, не потому, что врач не владеет достаточной информацией о том, какие лекарства более эффективны, а потому, что фармацевтика стала анклавом бизнеса.
Да, у нас появился положительный опыт взаимодействия с администрацией Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. Низкий поклон всему медицинскому и техническому персоналу за их труд. Это — луч в конце тоннеля. Но до этого тоннеля надо добраться, да и с финансированием у них не всегда уверенно. А как быть в повседневной жизни? Не многие муниципалитеты могут похвастаться, что в лечебных учреждениях есть специально закрепленный за ликвидаторами ядерных катастроф и аварий врач-терапевт. Единицы.
Букет заболеваний, полученный от воздействия ионизирующей среды, с течением времени проявляется все более.
Получить профессиональную высокотехнологическую медицинскую помощь довольно сложно, можно даже и не успеть. И то, если удастся получить квоту.
Как-то странно, что законодатель, отнеся ликвидаторов ядерных катастроф и аварий к категории «лиц, особого правового статуса», издавая законы, сам их и нарушает.
Ведь ст. 7 Конституции Российской Федерации трактует о том, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий «Обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Часть 1 статьи 7 утверждает, что «законодатель не только вправе, но и обязан принимать законы, обеспечивающие социальную защиту тех категорий граждан, которые в ней нуждаются и определять механизм реализации этих законов».
Приняв на себя публично-правовые обязательства, государство не может произвольно отказаться от их выполнения, это означало бы нарушение принципов правового государства.
В настоящее время «чернобыльский» закон лишен функций закона прямого действия. За ним остались функции некоего запретительного барьера, за рамки которого выходить нельзя, что подтверждается при попытках защитить свои права в гражданско-правовом поле. Это, своего рода, законодательная резервация.
Не может быть права без справедливости. Мы не можем выступать за право и справедливость, если внутри страны происходит их игнорирование.
Нельзя ломать механизм государственности, веру в высший закон страны — Конституцию, и в верховенство права. Кому-то покажется, что это теория. Нет, многие согласятся, что это – крик души.
Наш Президент ратует за сохранение исторической правды.
События в Чернобыле – это тоже часть исторической правды. Не погаси пламя атомного исполина, трудно представить себе, что было бы со всей Вселенной.
— У каждого свой Чернобыль. Своя чернобыльская правда. У официальных властей она своя. Эта правда масштабней, но в ней больше политики. Она абстрактна. В ней отбирается только то, что работает на политику и воздействует на массы людей.
У людей, непосредственно участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, своя чернобыльская правда. Она более эмоциональна и личностна.
Обе эти правды редко совпадают. Вроде событие одно, а отображение разное. И акценты разные.
Так оценивал понимание правды в своей книге «Чернобыль — необъявленная война» кандидат технических наук, участник работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, Е. Миронов.
Изданием ФЗ №122 было пререформатировано Общество. Молодежь убедилась в том, что в Государстве нет незыблемости Права, Законов.
Любой Закон можно перекроить в угоду финансистов и в ущерб идеологии Государства.
Люди, совершившие ценой своей жизни невиданный в истории Человечества подвиг, стали судиться с Государством за свои Права. Это нонсенс. Их фактически лишили Права на лечение, оздоровление. Академик Евгений Велехов, получив результаты медицинского обследования в лучших клиниках Японии, сетовал на то, что: «В результате радиационного облучения у меня хромосомы буквально расколоты пополам.» Хромосома — это структурная единица генома, которая состоит из нуклеиновых кислот и белков. Ее поломка чревата печальными последствиями. Дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшена, иммунодефицит и т.д. Это только самые известные генетические заболевания. Хромосома образуется из одной, но чрезвычайно длинной молекулы ДНК, предназначается для хранения и передачи основной наследственной информации.
А как быть тем чернобыльцам, которые не могут выехать в Японию для обследования, как академик Велехов, а годами ходят по больничкам, где нет радиологов и других специалистов, которые могли бы установить реальный диагноз заболевания? И у какого количества «чернобыльцев» эти хромосомы тоже расколоты? Ведь к ликвидации катастрофы, где порой уровень радиации «зашкаливал», были привлечены воины Советской армии, довольно молодые парни. Кто их после возвращения из радиационной зоны обследовал? Никто!
Это значит, что дети, рожденные от одного из облученных родителей, могут иметь негативную наследственность. Вопрос: почему дети первого и последующих поколений чернобыльцев сегодня не имеют удостоверений и не наблюдаются в медицинских центрах? Это же или будущее Государства, или его проблема с пожизненным их лечением. Отменена норма об обязательном государственном страховании вышеперечисленных граждан. Как может ликвидатор ядерных катастроф и аварий, получивший в результате радиационного облучения онкологическое заболевание, пройти лечение по полису обязательного медицинского страхования, если только один курс лечения в Институте им. Березина составляет 1,8 млн. руб.? А ведь это стратегическая задача и основа федерального проекта в сфере здравоохранения, а также государственных программ в сфере охраны здоровья граждан. Она закреплена в Федеральном законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
Утрачено право на бесплатное медицинское лечение, приобретение лекарств, обязательное специальное медицинское наблюдение в течение всей жизни, первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное, или другое оздоровительное учреждение (при наличии заболеваний, перечень которых определяется Правительством российской Федерации), скидку 50% стоимости проезда до места лечения один раз в год (туда и обратно) воздушным, железнодорожным и водным транспортом по территории Российской Федерации и т.д.
Изменения, внесенные законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, буквально разгромили статью базового закона от 15 мая 1991 года № 1244-1.
Отдельные нормы нашего базового закона (от 15 мая 1991 года № 1244-1), с помощью изъятий и отсылочных норм, были загнаны в другие законы, в том числе и иные отрасли права, и благополучно там похоронены. А поскольку реализация норм в возмещение вреда здоровью могла быть делегирована только к главе 59 ГК РФ, или Федеральному закону от 24 июля 1998 года №125-ФЗ, что было финансово затратно для бюджета, в связи с этим был изобретен закон-фантом от 12.02.2001 г. №5-ФЗ, которым фиксированными выплатами была закрыта проблема реализации права возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам.
Этот закон противоречит гл. 5 Конституции РФ и Постановлению Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П «… во всяком случае, размер возмещения вреда здоровью должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором- в сопоставлении с доходом граждан по стране в целом- не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности».
Можно много примеров приводить правового беспредела в отношении людей, имеющих особый правовой статус. Это и замена юридического обоснования «социальная защита» на «социальную поддержку» (правовой нигилизм) и лишение членов семей, проживающих совместно с участниками работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС льготы на 50% оплату квартплаты и услуг ЖКХ и т.д.
Трудно понять непоследовательную политику государства. Мы с каждым разом все больше и больше убеждаемся в том, что мир уже никогда не будет прежним. Шараханье из стороны в сторону дает повод вбить клин в преемственность поколений тем, кто спит и видит поверженную Россию.
Неужели непонятно, что те, чьи дети живут за границей, никогда не лягут на алтарь во имя спасения Отчизны.
Всякая реформа- это шоковая терапия. Причем шок нравственного характера. Помимо букета заболеваний, полученных от воздействия радиации, чернобыльцы получили страшную по своей сути болезнь, агрессивно-депрессивный синдром. Т.е. агрессия, сопровождаемая безысходностью. На мой взгляд, для того, чтобы вывести этих людей из ступора, необходимо кардинально решить созданную на сегодняшний день социальную и правовую проблему. Используя совершенную ошибку Государством, в отношении чернобыльцев, кукловоды Запада выращивают на этой ниве Навальных, внуков, которые мочатся на заслуженных своих дедушек, неуважение к старшему поколению и т.д.
Мы требуем прекратить практику, когда один закон выхолащивает другой. Просим принять закон, который был бы недвусмысленным, который окончательно справедливо разрешил бы проблему социальной защиты участников работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и лиц, к ним приравненным. Наши предложения:
1. Принять меры к обеспечению главенства Федеральных законов и нормативных актов над законами и иными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, не допуская случаев принятия ими нормативно-правовых актов, не соответствующих Конституции и действующему законодательству РФ.
2. Установить специальный порядок оказания медицинской и лекарственной помощи, а также ее объем, соответствующий характеру и особенностям состояния здоровья пострадавших. Один раз в год проводить обязательное обследование и лечение в высокотехнологичных поликлиниках и специализированных медицинских учреждениях, обеспечив их должным финансированием.
3. Выделить санаторно-курортное лечение и оздоровление пострадавших чернобыльцев и лиц, к ним приравненных, в федеральную программу, с отдельным финансированием, исключив их из очередников других льготных категорий. В случае невозможности воспользоваться данной услугой — компенсировать ее полную стоимость для возможного приобретения путевок.
4. Пересмотреть перечень заболеваний, возникновение, или обострение которых обусловлено воздействием радиации. Исключить повторное обследование в службах МСЭК, с целью снижения, или лишения группы инвалидности.
5. Обеспечить участников работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и лиц к ним приравненных ликвидаторов всеми необходимыми бесплатными лекарствами по рецептам врачей и по заборному листу.
6. Обеспечить участников работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и лиц к ним приравненных бесплатное протезирование, включая зубопротезирование, без учета среднедушевого дохода нуждающегося ликвидатора.
7. Реализовать право нуждающихся участников работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и лиц к ним приравненных на обеспечение благоустроенным жильем, или улучшение жилищных условий. Предоставлять полноценные Жилищные сертификаты, соответствующие настоящей рыночной цене за кв. м. в данном городе, поселке, населенном пункте.
8. Восстановить право участников работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, лиц к ним приравненных и членов семей ликвидаторов на 50% оплату квартирной платы (без учета социальных норм), коммунальных услуг, капитальный ремонт и вывоз ТБО.
9. Принять дополнительные меры по оказанию ритуальных услуг членам семей умерших (погибших) участников ЛПА и ветеранов ПОР. Увеличить размеры пособий на погребение граждан умерших участников ЛПА и катастроф до достойного уровня.
10. Установить достойную оплату по ВВЗ, исходя из группы инвалидности и года участия в работах по ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной станции, с ежегодной индексацией этих сумм, а также на питание и оздоровление.
11. Ввести федеральный статус для детей участников работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции 1986-1987гг. и лиц, к ним приравненным.
12. Восстановить право на освобождение участников работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и лиц к ним приравненных от уплаты транспортного налога на автомобили мощностью 150 л.с. Взимать транспортный налог с последующих лошадиных сил выше значения 150 л.с.
13. Решить вопрос совместного софинансирования г. Санкт-Петербург и Ленинградской областью госпиталей ветеранов войн (г. Санкт-Петербург, Народная ул. 21, к. 2 и Дальневосточный проспект, дом 63) для обслуживания в нем и ликвидаторов ядерных катастроф и аварий.
14. Решить вопрос субсидирования чернобыльских организаций численностью 50 и более человек из бюджета г. Санкт-Петербург и Ленинградской области.
15. Увеличить перечень болезней, по которому устанавливают связь с аварией на ЧАЭС.
16. Принимая во внимание то, что большинство участников работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС являются ветеранами атомной энергетики и промышленности, приравнять их в правах с работниками этой отрасли, с вытекающими из этого льготами.
Мы знаем, что такое беда, знаем, что такое горе. Мы участвовали в войне. В войне с невидимым и опасным атомом, вышедшем из-под контроля человека. И мы победили в этой войне. Мы будет помнить всех тех, кто не дожил до сегодняшнего дня. Кто, во благо нашей страны, пожертвовал своей жизнью и здоровьем.

Председатель Сосновоборского отделения Ленинградского областного отделения Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль»России
В.Карпенко

 

Интересное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *