Методические пособия для проведения занятий по патриотическому воспитанию молодежи

Методические рекомендации для проведения занятий по патриотическому воспитанию молодежи.

Автор материала: Почетный председатель комитета Союза офицеров-ветеранов ВСЧ атомной энергетики и промышленности  Полковник-инженер в отставке Цатуров Э.А.

Автор материала: Почетный председатель комитета Союза офицеров-ветеранов ВСЧ атомной энергетики и промышленности
Полковник-инженер в отставке Цатуров Э.А.

В последние годы в России наступил непростой исторический период. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в настоящее время, — не в развале экономики, а в разрушении личности.

В эти годы разрушилась триада: октябрята – пионеры – комсомол. Но известно, что природа не терпит пустоты: пустота стала сразу же заполняться неформальными молодежными движениями: люберы, рокеры, скинхеды.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому с ранних детских лет у детей искажаются представления о доброте, милосердии, справедливости, великодушии, гражданственности и патриотизме. Ныне дети отличаются эмоциональной, волевой и духовной незрелостью. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются несупружеские, антисемейные установки. Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствие утраты ответственности за воспитание подрастающего поколения. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в безстержневой, безрамочной атмосфере. И остается только историческая память народа, которая может стать ниточкой, способной связать молодежь с корнями своего народа. Все это доказывает особую значимость и актуальность принятия в нашем обществе экстренных мер по существенному улучшению проводимых мероприятий по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, начиная со школьной скамьи. И, по всей вероятности, в этой огромной работе значительное место должны занять ветеранские общественные организации.

В настоящей брошюре изложены рекомендации комитета Союза Офицеров – ветеранов военно-строительных частей атомной отрасли страны (в дальнейшем тексте – «СОЮЗ») по вопросам организации и содержания занятий на тему патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.

Наш «СОЮЗ» объединил бывших офицеров, прапорщиков и вольнонаемных работников военно-строительных частей, приданных атомной отрасли страны, неравнодушных к судьбе Родины и к судьбе народа в это непростое переломное время. Многие из нас, членов «СОЮЗА», довольно рано (по советским законам) ушли на пенсию, во многом не реализовав на военной службе, не израсходовав своего богатого потенциала и опыта. Поэтому мы ощущаем некоторую потерянность, так как были воспитаны на чувстве патриотизма и государственности, и, разумеется, всем нам тяжело было вписаться в торгашеский дух современного бизнеса России, где такие понятия, как честь, верность дружбе и порядочность, оказались не в чести.

И вот теперь, организовавшись в «СОЮЗ», мы стараемся использовать весь наш опыт и знания для улучшения деятельности, в целом «СОЮЗОМ» и расположенными во многих городах страны его первичными подразделениями, по патриотическому воспитанию молодежи, являющемуся на сегодняшний день наиболее актуальной задачей всего общества нашей страны.

В настоящей брошюре для всех первичных ветеранских подразделений, входящих в наш «СОЮЗ», предлагается к рассмотрению (и к возможному принятию) следующий примерный план проведения бесед с молодежью по рассматриваемой теме:

  1. Начиная занятие, прежде всего, следует представиться аудитории, озвучить общий стаж военной службы, в том числе – в атомной отрасли. Затем следует вкратце изложить причины, требующие улучшения работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения (для этой цели можно частично использовать текст из вступительной части настоящей брошюры). Данное требование исходит из рекомендации Педагогического Сообщества, которая гласит следующее: «Только при достижении заинтересованности у слушателей в получении определенных знаний, можно достичь высокой степени усвояемости ими этих знаний»;
  2. Далее следует раскрыть значение слова патриотизм.

Как известно из различных словарей и энциклопедий, слово патриотизм произошло от греческого слова – «рatris” – отечество, «рatriotis” – соотечественник, т.е. – человек, который любит свое отечество (Родину), привязан к родной земле, родному языку, своими действиями стремится служить интересам своей страны и бесконечно предан ей, готов укреплять свою страну и защищать ее от врагов! При этом, в обязательном порядке следует обратить внимание слушателей на то, что любовь к Родине (большой и малой) является одной из наиболее глубоких чувств, закрепленных в народе веками и тысячелетиями.

Вместе с тем, простое изложение всех значений этого многогранного слова не может гарантировать нам моментальное усвоение их всеми слушателями, тем более учащимися младших классов общеобразовательных школ, поэтому предлагается следующая последовательность изложения этой основной части темы занятия:

— Во-первых, следует довести до слушателей, что понятия: «Народ», «Родина» имеют общий корень – Род, родной дом, откуда мы родом. И если человеку привить уважение к своему роду, Родине, то и он будет иметь гражданскую позицию. Именно поэтому так важно использовать все имеющиеся возможности для формирования этой позиции с самого раннего возраста.

Необходимо обратить внимание слушателей на то, что первые патриотические чувства у ребенка зарождаются в семье. Каждый ребенок должен быть патриотом своей семьи, своей фамилии, своих предков и, в целом, своего дома. Необходимо предложить слушателям, чтобы они попросили своих родителей рассказать им о зарождении своей фамилии, о предках, о семейных традициях, о достижениях родителей и предков в различных направлениях человеческой деятельности (участники ВОВ и восстановления народного хозяйства после Отечественной войны, участники строек предприятий народного хозяйства в Сибири и Дальнем Востоке по комсомольским путевкам, ветераны военной службы и труда, заслуженные деятели науки и техники, лауреаты Государственных и отраслевых премий и т.д.);

— Во-вторых, все учащиеся должны понять, что кроме семьи эмоциональные чувства патриотизма у них должны появляться и по отношению к своей школе и высшему учебному заведению, в которых они, получая необходимые для жизни огромные знания, обучаются и проводят значительную часть времени своей жизни. Так, например, принимая во внимание, что если у мужчин на сегодня по статистике средняя продолжительность их жизни равна 59 годам, то каждый из них затрачивает на обучение в школе около 18,5% своей жизни, а с учетом обучения и в ВУЗе – 27,1%. Каждая женщина, поскольку она живет по статистике в среднем 73 года, то соответственно затрачивает на учебу в школе 13,8%, а с учетом обучения в ВУЗе – примерно 22% от продолжительности жизни.

Особую роль в становлении гражданской позиции учащихся играют школьные музеи. Например, громадное значение в духовном и нравственном становлении школьника играют исторические лица. Общеизвестно, что история любой страны – это совокупность судеб людей, живущих в этой стране. И с наибольшей полнотой особенности национального характера проявляются именно в годы тяжелых национальных испытаний. И именно музеи позволяют воспитывать поколение на примере исторических лиц. Музейные материалы заставляют задуматься о месте человека на Земле, вызывают чувство гордости за своих предков. Люди, в том числе и дети, с уважением относящиеся к истории своей страны, к истории других народов, не могут быть безнравственными. Такие люди не способны на подлость, предательство, жестокость. Опыт жизни предшествующего поколения, запечатленный в музейных экспозициях, учит молодое поколение понимать, что не хлебом единым жив человек.

Большое воспитательное значение имеют также материалы школьных музеев, рассказывающие о том, что во время Великой Отечественной войны рядом плечом к плечу сражались за Родину люди свыше ста национальностей. Эти примеры помогают формированию у молодежи любви к своей многонациональной России.

Вот почему большинство людей помнят свои школы, своих первых учителей, с большим интересом вспоминают и рассказывают о школьных годах, а многие принимают активное участие в проводимых в школах мероприятиях, связанных с различными событиями, отмечаемыми в их родной школе. Аналогичные эмоциональные чувства испытывают также студенты, обучающиеся в ВУЗах, а также курсанты военных училищ и слушатели военных академий.

Я могу привести маленький пример о себе лично. Я окончил Ленинградскую Краснознаменную Военно-Воздушную Инженерную Академию имени А.Ф.МОЖАЙСКОГО в апреле 1958 года. И вот уже, начиная с 1968 года, я пять раз через каждые 10 лет с большой радостью ездил в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) на встречу с выпускниками в стенах родной Академии для празднования юбилейных дат (десятилетия, двадцатилетия, тридцатилетия, сорокалетия и пятидесятилетия со дня окончания учебы). Вы можете себе представить какие эмоциональные чувства возникали при всех этих встречах? (Следующая наша встреча должна состоятся в 2018 году). На этих встречах, как правило, присутствовали представители от командования и преподавательского состава Академии. Все эти и подобные встречи проходят в беседах, в обмене информацией о прохождении военной (а после увольнения со службы) и гражданской службы, взаимный обмен информацией о семейном положении, об успехах детей, внуков, а теперь уже и правнуков. И каждый раз при таких встречах в течение всей продолжительности военной службы мы ощущали возрастание нашего вклада в укреплении обороноспособности нашего государства.

Продолжая начатый разговор о патриотическом воспитании учащейся молодежи, следует иметь в виду, что при этом важное значение могут иметь различные формы и методы организации и проведений занятий. Например, говоря о семейном воспитании патриотизма, можно провести занятие, акцентирующее внимание на семье и нравственно-семейных ценностях, предложив обсудить следующие темы:

— «Семейные традиции в моей семье»;

— История моей фамилии»;

— Семейные фотоальбомы»;

— История войны глазами наших бабушек (прабабушек) и дедушек (прадедушек)».

Точно также можно провести занятие на следующие темы, затрагивающие непосредственно многонациональную Россию в широком смысле этого слова:

— «От Руси к России»;

— Государственные символы России»;

— «История моего родного города»;

— «Великие победы моей страны».

Все подобные занятия направлены на сплочение молодежи, выработки у них чувства того, что они являются жителями одной большой и великой страны;

В-третьих, далее начинается самостоятельная трудовая деятельность людей. В этом случае очень важно вписаться в общий коллектив тружеников, тщательно освоить порученный участок работы и с полной отдачей сил и полученных знаний вносить посильный вклад в выполнение производственных заданий, которые в каждом конкретном случае играют важное значение для нашей страны. Надо иметь в виду, что и на трудовом фронте постепенно зарождаются и укрепляются чувства патриотизма по отношению к своему предприятию (заводу, фабрике, сельхозпредприятию, научному учреждению и т.д.);

В-четвертых, к выше перечисленному следует добавить и чувства патриотизма по отношению к своему району проживания и своему городу, ибо и они требуют ревностного отношения к себе, поддержанию порядка, участия в общественных мероприятиях. То есть нужно болеть за свой район, за свой город. В свое время Илья Эренбург писал: «Для того, чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине, родному городу, родной природе, селу, краю».

Таким образом, надо полагать, что все вышеперечисленное поможет создать у слушателей общее представление о слове «Патриотизм» по отношению в целом к нашей многонациональной стране, то есть к нашей Родине.

На встрече с представителями общественности Краснодара 12.09.2012 года Владимир Владимирович ПУТИН сказал следующее:

«Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый – сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества.

Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности.

Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И, конечно, образовательной, культурной политике самого Государства».

Заканчивая этот большой теоретический раздел учебной программы занятия (беседы), далее следует подкрепить все высказывания практическими примерами из жизни соответствующих коллективов, в зависимости от аудитории слушателей.

В настоящей брошюре мы сочли возможным изложить многочисленные конкретные примеры проявления патриотизма военными строителями из многолетней жизни и деятельности военно-строительных частей, характеризующей их роль в создании Атомной отрасли России и укреплении оборонной мощи нашего Государства.

  1. Конкретные примеры проявления патриотизма из жизни военных строителей атомной отрасли страны.

Наши военно-строительные части были созданы после окончания ВОВ в 1945 году специально для участия в создании новой, мощной оборонной отрасли «Атомной Энергетики и Промышленности». Эти воинские части действовали в атомной отрасли на протяжении почти 50лет. Общая численность военных строителей в отдельные годы достигала более 200 тысяч человек. Можете себе представить, что за весь этот период в наших частях прошли службу более 5 миллионов молодых людей в возрасти 18 – 20 лет, которые прослужили по 2 или 3 года (сначала по действующему закону продолжительность срочной службы была определена в 3 года, а затем срок службы сократили до двух лет). В прежние годы рабочая неделя длилась 6 рабочих дней, а затем сократилась до 5 рабочих дней (как сейчас). Так вот, если в среднем условно принять продолжительность рабочей недели 5 с половиной дней, а также исключить время обучения военных строителей рабочим профессиям, то получится, что за весь период службы военных строителей в атомной отрасли страны ими отработано было примерно 3 миллиарда человеко-дней. И у вас может возникнуть вопрос: на что же были затрачены эти миллиарды человеко-дней?

Прежде чем ответить на этот вопрос, желательно узнать мнение слушателей о следующем: «Зачем нужно было создавать новую огромную оборонную промышленность стране, которая только что победила врагов в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годов?

Обобщая полученные от слушателей ответы, следует отметить следующее:

В фашистской Германии, еще до начала этой войны, вовсю велись научные работы по созданию атомной бомбы. Однако к великому счастью всего человечества, ей не удалось завершить эту работу. В свою очередь, американцы, не участвуя в этой войне до 1944 года (до открытия второго фронта), в 1942 году переманили из Германии двух самых знаменитых физиков и с их помощью уже в 1945 году изготовили две атомные бомбы, которые испытали непосредственно на мирных людях в городах Хиросиме и Нагасаки, хотя в этом с точки зрения военной обстановки не было никакой необходимости. А сделали они это, погубив сотни тысяч мирных людей, лишь для устрашения всего мира и, прежде всего, нашего тогдашнего государства. В том же году, начав против нас холодную войну, руководство Америки заявило о том, что «Русским для создания подобного оружия потребуется не менее 20 лет». Вот почему перед руководством нашего государства встала сложнейшая задача создания в кратчайшие сроки атомного оружия, чтобы защитить почти трехсотмиллионное население тогдашней страны и обеспечить безопасность отечества на длительный период. И, забегая вперед, следует сказать о том, что принятые Правительством страны меры позволили уже через 4 года после окончания войны (а не через двадцать лет, как пророчили нам наши «доброжелатели») создать и испытать первую атомную бомбу, не погубив при этом (в отличие от американцев) ни одного мирного жителя.

Итак, для того, чтобы ответить на вопрос; «Можно ли считать военных строителей патриотами своей страны», давайте более подробно рассмотрим в строительстве каких же объектов принимали они участие.

Военные строители принимали активное участие при возведении уникальных государственных и оборонных объектов на Урале, в Сибири, Средней Азии, в городах Подмосковья: Обнинске, Дубне, Троицке, Подольске, Электростали. Их труд по строительству производственной и научно-исследовательской базы отрасли, обеспечивших создание ракетно-ядерного щита России, по праву называют героическим. Они участвовали в возведении ядерных промышленных предприятий в городах Саров (Арзамас–16,), Снежинск (Челябинск-70), Лесной (Свердловск-45), Трехгорный (Златоуст-36), Заречный (Пенза-19), Озерск (Челябинск-40), Железногорск (Красноярск-26), Новоуральск (Свердловск-44) Зеленогорск (Красноярск-45) и Северск (Томск-7). У вас может возникнуть вопрос: Почему у этих городов два названия? Дело в том, что все эти города находятся вдали от областных центров и первоначально они были закрытыми (секретными) административно-территориальными образованиями (ЗАТО), и эти названия указаны в скобках, проще говоря, находились за колючей проволокой), так как все, что строилось в этих городах, было засекречено.

Принимали они участие также в сооружении первой в мире АЭС в г. Обнинске, мощного ускорителя в Протвино (Московской области), а также в строительстве Ленинградской, Игналинской и Белоярской атомных электростанций. Помимо этого, им принадлежит значительная доля в затратах труда по строительству многих горнодобывающих предприятий по производству урана, золота, удобрений, а также крупных химических комбинатов в городах Ангарске, Зиме, Кирово-Чепецке, Томске и в ряде других городах. Они участвовали также в строительстве академических городков – филиалов Академии наук страны в Новосибирске и Томске. Неоценим их вклад и в строительстве современных городов: Ангарска Иркутской области, Краснокаменска Читинской области, Шевченко (ныне Актау) и Степногорска в Казахстане, Навои, Зарафшана и Учкудука в Узбекистане, Снечкуса в Литве и многих других городов. Здесь достаточно отметить, что, например, в Актау проживает около 200 тысяч населения. Этот город построен в полупустыне, где вообще отсутствовала какая-либо питьевая вода, и ее в первые годы приходилось завозить из материка. Затем наша атомная отрасль построила там атомную станцию по опреснению морской воды, что полностью обеспечивает потребность жителей. Что касается г. Ангарска, то достаточно сказать, что статус города он получил в 1951 году. В этом городе с активным участием военных строителей были построены предприятия химической промышленности, машиностроения, нефтепереработки и переработки (обогащению) урана для получения ядерного топлива. В нем ныне проживает около 300 тысяч человек. А для того, чтобы они жили в нормальных условиях, необходимо было построить миллионы квадратных метров жилой площади и всю необходимую инфраструктуру для проживания (детские сады, ясли, школы, институты, поликлиники, больницы, спортивные сооружения, предприятия сельского хозяйства, торговли, транспорта и благоустройства). Достаточно сказать, что г. Ангарск в 2003 году занял второе место в конкурсе на лучший город по благоустройству России, а в 2005 и 2008 годах – первое место.

За годы деятельности в атомной отрасли военные строители принимали участие не только в строительстве крупных отраслевых объектов и городов, но и активно участвовали также в строительстве объектов народного хозяйства страны. Только у нас в Москве, при участии военных строителей атомной отрасли, были построены: Государственный Университет, Большой Кремлевский Дворец, Дворец Пионеров и школьников на Ленинских горах, Московский Инженерно-Физический Институт, Центральный стадион им. В.И.Ленина, Дворец Культуры «Москворечье» и другие объекты. Например, строительством Государственного университета в то время руководил А.Н. КОМАРОВСКИЙ, который занимал должность заместителя Министра среднего машиностроения, а в последующие годы был назначен на должность заместителя Министра Обороны страны по строительству и расквартированию, получил звание генерала армии. Так вот, в своей книге «Записки строителя» (Москва, «ВОЕНИЗДАТ» 1972г. стр. 200), Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственных премий, доктор технических наук, профессор, генерал армии А.Н.КОМАРОВСКИЙ писал:

«Заканчивая свои воспоминания о строительстве Московского Государственного Университета, не могу не отметить очень большую роль в выполнении всех видов строительных и монтажных работ, которую сыграли приданные атомной отрасли военные строители, возглавляемые заместителем по московским частям начальника ЦУ ВСЧ отрасли Героем Советского Союза полковником Ф А САБИРОВЫМ».

Резюмируя все вышесказанное, можно с уверенностью констатировать, что наши военные строители прошли славный путь и самоотверженным трудом, добросовестным выполнением поставленных задач внесли достойный вклад в дело создания новой, мощной, современной атомной отрасли. И это, в свою очередь, решило задачу по созданию ракетно-ядерного щита нашей Родины и укреплению обороноспособности нашего Отечества! При этом, необходимо постоянно помнить о том, что речь ведь идет о молодежи возраста 18 – 20 лет, по сути это ребята, недавно окончившие обучение в школе! Вот, что такое настоящий патриотизм по отношению к Родине!

Однако, не только в этом проявлялся патриотизм военных строителей атомной отрасли. Помимо всего вышеперечисленного, наши военные строители проявили героический труд по ликвидации последствий мощных землетрясений в г. Ташкенте (в 1966 году) и в Армении (в 1988 году).

Так, например, вместе с представителями от разных республик наши военные строители в числе первых прибыли в г. Ташкент сразу же после землетрясения в 1966 году. И все они с первого и до последнего дня с большим энтузиазмом трудились на стройке, перекрывая ежедневные нормы выработки на 30 – 50 процентов. В районе Кара – Камыш ими совместно с вольнонаемными рабочими были построены восьмидесятиквартирные жилые дома, школа, два детских сада и торговый центр. Все задания строителями были выполнены досрочно, с отличной оценкой. И их самоотверженный труд высоко был оценен. Многие были награждены правительственными наградами, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Всем участникам восстановления города – военным строителям, сержантам и офицерам был вручен нагрудный знак «Строитель Ташкента».

После страшного землетрясения в Армении 7 декабря 1988 года со всех воинских частей атомной отрасли на два – три месяца (посменно) направлялись лучшие военные строители, которые без выходных дней напряженно трудились по 12 часов на строящихся объектах, а после рабочего дня строили для себя еще и военный временный городок. За короткий период в городе Кировокане ими были построены 7 четырехэтажных жилых здания, комбинат бытового обслуживания, школа на 500 мест, 2 детских сада, 2 общежития и столовая. За самоотверженный труд многие рядовые, сержанты, прапорщики и офицеры были награждены почетными грамотами, нагрудными знаками, а также и правительственными наградами.

Настоящий патриотизм, граничащий с героическим трудом, был проявлен военными строителями и на работах по восстановлению разрушений, вызванных аварией на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Их действия на ЧАЭС показали смелость, решительность и осознанную готовность выполнить любой приказ. Так, например, во время монтажа каскадной стенки, сложилась сложная радиационная обстановка, не позволяющая далее вести работы. Для удаления осколков радиационного графита с крыши сооружения требовались добровольцы. 60 военных строителей во главе с командиром полка подполковником ЧАБАНОМ Г.Г. и его заместителем по политической части подполковником СТЕХНО Ю.Г. смело пошли вперед и успешно выполнили это опасное задание, хотя понимали, что это связано с риском получить опасную дозу радиации.

В целом, вся организация этих работ, а также примеры проявления смелости и мужества со стороны всего личного состава, давали возможность ежесуточно укладывать по 5000 – 5500 кубических метров бетона, что позволило закончить строительство «саркофага» (то есть перекрытия) над взорванным энергоблоком за короткий период. Этот подвиг, наряду с другими, также был высоко оценен Правительством. Однако, к великому сожалению, многие из военных строителей, сержантов, прапорщиков и генералов получили большие дозы радиации и стали инвалидами. Такова цена этого патриотизма и героизма, проявленного личным составом наших военно-строительных частей при ликвидации этой страшной аварии, произошедшей на ЧАЭС по вине человеческого фактора.

Таким образом, основными задачами духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения (с учетом возраста), на наш взгляд, должны стать:

— Воспитание любви, привязанности к своей семье, дому, учебным заведениям, родному предприятию, своему району, городу и стране;

— Привитие навыков по основам безопасности жизнедеятельности, приобщение к здоровому образу жизни, повышение уровня физического развития;

— Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, социальной и гражданской ответственности;

— Воспитание уважения к труду и учебе;

— Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— Твердое знание символов Российского Государства;

— Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— Развитие интереса к истории Российского Государства, русским традициям и промыслам;

— Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их достижениям;

— И, наконец, воспитание высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству.

 

Завершить настоящие методические рекомендации хочется словами великого русского писателя Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО, который сказал: «Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».

 

Почетный председатель комитета Союза офицеров-ветеранов ВСЧ атомной энергетики и промышленности

Полковник-инженер в отставке /Цатуров Э.А./

 

Интересное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *