КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ МОШЕННИКОВ. Юрист разъясняет.
Из года в год растет число людей, пострадавших от мошенников. Преступники вполне осознанно выбирают жертвами пенсионеров – людей, наиболее незащищенных и уязвимых. Они рассчитывают на их доверчивость, слабую информированность, боязнь за близких. Мошенники обращаются к пенсионеру по имени отчеству, сообщают иные личные данные, что сразу вызывает доверие. Нередко разговор начинается с неприятной новости или сообщения о привлечении к ответственности за какие-либо нарушения. Иногда беседу начинают с предложения о заработке, увеличении пенсии, получении приза, прохождении бесплатного медицинского обследования. Основным для мошенника является не потерять контакт, вести беседу и не дать возможности собеседнику связаться с кем-либо для уточнения информации. Как не стать жертвой мошенников, рассмотрим в этой статье. Злоумышленники действуют разными способами – представляются сотрудниками правоохранительных органов, банков, МФЦ, пенсионного фонда, социальными или медицинскими работниками. В сети интернет имеется ряд сайтов, где предлагается при помощи номера СНИЛС или паспортных данных проверить наличие социальных денежных выплат, доплаты к пенсии, информацию об имеющихся льготах. Мошенники звонят по телефону и сообщают о якобы возникших проблемах при перечислении пенсий или социальных выплат. Часто пенсионеру сообщают об излишне выплаченной пенсии и о необходимости вернуть переплату. Однако, согласно ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, пенсии, пособия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны возврату не подлежат. В случае счетной ошибки, переплату вычтут автоматически из ближайшей суммы пенсии. Преступники ходят по квартирам, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда или отдела соцзащиты, просят показать личные документы – паспорт и СНИЛС.
Еще один из видов мошенничества осуществляется через мобильную связь. Многие сталкивались с сообщениями о родственниках, попавших в беду, в связи с чем требуется сумма на лечение или урегулирования вопроса с сотрудниками органов внутренних дел. На такие звонки реагировать не следует, нужно сразу прекратить разговор! Мошенники используют разные поводы и один из новых – звонок от оператора мобильной связи по поводу истечения срока активности Вашего телефонного номера. Для его продления преступники просят сообщить данные, которые дают им доступ к личному кабинету на портале Госуслуг. Нередки случаи, когда злоумышленники приходят к пенсионерам и предлагают услуги по замене окон, сантехники, газового оборудования и электросчетчиков. Они подкрепляют свои слова различными несуществующими постановлениями органов исполнительной власти или социальными программами для пенсионеров. Проявляйте бдительность и не принимайте необдуманных решений, если Вам неизвестные лица предлагают большие проценты за вложенные деньги и инвестиции, получение различных выигрышей и подарков, посещение медицинских центров для получения бесплатной услуги. Не соглашайтесь на приглашения принять участие в розыгрыше призов, купить чудодейственные лекарства или дешевые вещи и продукты, тем более не соглашайтесь получить призы и выигрыши лотереи, в которой Вы не принимали участие. Любые сообщения о блокировке банковской карты, попытке снятия денежных средств или оформленной заявке на кредит проверяйте, позвонив по телефону горячей линии Вашего банка (оборотная сторона банковской карты). Главное — быть бдительным и запомнить основные правила, как себя обезопасить: — не открывайте дверь незнакомым людям, кем бы они не представлялись (лучше проверить работает ли такой сотрудник, позвонив в организацию); — не сообщайте по телефону никаких сведений о себе и членах семьи; — не передавайте свои документы неизвестным лицам, не подписывайте документы, смысл которых Вам не ясен; — все вопросы медицинского характера, лечения, покупки необходимых лекарств обсуждайте только с лечащим врачом; — не соглашайтесь на предлагаемые услуги, если Вы за ними не обращались лично. Также нужно помнить о том, что сотрудники органов внутренних дел никогда не звонят с вопросами и предупреждениями по телефону: социальные работники не ходят по квартирам жителей без предварительного звонка или письменного уведомления! Любая адресная помощь от государственных учреждений оказывается только на бесплатной основе. Пенсионный фонд предупреждает, что специалисты не запрашивают по телефону персональные данные, не уполномочены посещать граждан, а также оказывать государственные услуги на дому. Получение услуг Пенсионного фонда проходит только в клиентской службе или через «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР. Обо всех этих видах мошенничества надо знать, не поддаваться на уговоры и угрозы. Если Вы все таки стали жертвой мошенников – незамедлительно обратитесь в банк для блокировки Вашей банковской карты, а также с заявлением в отдел полиции. Будьте бдительны, ведь Ваша безопасность зависит в первую очередь от Вас!
Н.В. Киселева, Юрисконсульт МГСВ
Добавить комментарий