Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны Ильяш Владимира Семёновича

Приказ был прост.  Через четыре  часа,   через овраг  должен быть переброшен   переход  для танковой  бригады.

«Ильяш,  со мной.   Будем искать материал  для перехода».

Пошли  в   глубь леса. Высматривая  и помечая  деревья  потолще.  «Как   тащить  будем?   Танкисты помогут».

«Командир!  Кажись немцы.»

Отделение из одиннадцати  фрицев  спокойно продвигалось по лесу к ним навстречу. Заняли позицию,  встав за деревьями.

Немцы  подошли уже близко, видны их потные, небритые  и хмурые  лица.  Да  это вам  не сорок первый, а  сорок пятый, рядом  бои идут  уже за Кенигсберг.

Взводный  дал  отмашку  рукой.

Ильяш  прокричал – Хендэ  хох.  И очередь из автомата.  Подействовало. Руки подняли,  но с оружием.  Ещё  одна очередь  поверх  голов.  Оружие  брошено  на землю.

Взводый   мотнул головой,  Ильяш  бегом  к  брошенному  на землю оружию.  Стараясь  не перекрывать  сектор  обстрела.   Стараясь  не выпускать  из  прицела  немцев.  Ногой  собирал  в

кучу  оружие.  Один  из немцев  всё  таки  попытался  кинуться  к брошенному  оружию,  но  автоматная  очередь  взводного  заставила  вернуться  его  к  остальным.  Быстро  погнали  фрицев  к своим.  Они смотрели  зло.  Дошло,  что их взяли  в плен только  два  бойца.  Но  было  поздно.  Навстречу  уже рассыпавшись  цепью  бежали  бойцы  взвода, а за ними  лавируя  между деревьями, подминая  подлесок шла  танкетка  из  развед роты.

Сдав  пленных,   срочно  занялись  привычной  работой  сапёров.  Пилили  выбранные  деревья,  привязывали к ним  кряжи,  чтобы  не зарывались  в  землю,  подцепляли  к  танкам,  те  тащили  их к  оврагу.  Закончили  переход,  тютелька  в тютельку  к  подходу  бригады.

Послевоенный остров  Итуруп,  Сахалинская  область.

Одну  из  секций      пирса  уносило  в море.  Сколько  сил  было  потрачено  на   строительство  и вот на тебе.  Шторм  сделал  своё поскудное  дело.  Решение  было  принято  быстро  и спонтанно.  На лодке  догнать  уплывающею  секцию,  зачалить верёвкой  и отбуксировать  на место.

Ильяш,  исполняющий  обязанности  замкомроты  и взводный  лейтенант,  только  что пришедший  из  училища,  сели  в лодку.

И ведь  удалось —   догнать,  накинуть    петлю  из каната,  а вот  дальше  …   Волны не давали  подойти  к берегу, в конце  концов  канат  слетел  с конструкции,  и секция  вышла  из  бухты  в  открытое море.  Теперь  надо  было  думать  о  своём  спасении. На  море  был  просто  шабаш  ведьм.    Волна,  отражённая от берега  выталкивала  лодку  из  бухты  в открытое  море.   Налегли  на вёсла,  стараясь  снова  войти в бухту.  Одно  весло  сломалась  по  уключине.  Лейтенант схватился  за голову,  заплакал.  «Всё  пропали».  Потом  сломалось  второе.  Теперь  Ильяш  грёб  только  обломком  весла,  чудом  заброшенного  волной  в лодку.  Взводный  совсем  пал духом.  Едва удалось  его  уговорить, чтобы  отчерпывал  воду  из  лодки.

Дальше  всё было  как  во  сне.   Пятно  прожектора,  через  пелену  дождя,   сторожевик.  Брошенные  петли  канатов  из  прикрывшего от волн   лодку  сторожевика,  подъём  на палубу,  и   многоэтажный мат  в  адрес  м…  которые  с  дурру  в такой  шторм,  на лодке  сунулись  в открытое  море.   И  советы, тоже  сдобренные  густым  матом,  поставить свечку  за  спасение.  И объяснения, что  хотя  и получили сообщение  о ЧП,  но на них  наткнулись  совершенно  случайно,  в   такой  кутерме  могли  бы  пройти  и не заметить.


ИЛЬЯ́Ш Владимир Семёнович (05.03.1926  — 19.09.2016г.) родился в д. Антоново Наровлянского р-на Гомельской обл., БССР), техник-механик, участник Великой Отечественной войны, ветеран ВС СССР, подполковник в отставке.

С 1943 участвовал в боевых действиях в качестве стрелка, сапёра в Белоруссии, Прибалтике. Освобождал Витебск, Вильнюс, Каунас, Истенбург, Кенигсберг, форсировал р. Неман. В боях за Крайсбург (Германия) был ранен (1945), после излечения вернулся в армию. За отличие в боевых действиях имеет 13 благодарностей Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Служил в ВС СССР до 1976: в 1951-1955 – в инж. батальоне 7-й пулемётно-арт. дивизии (о. Итуруп Сахалинской обл.), с 1955 по 1976 – в военно-строительных частях, дислоцирующихся в Челябинске-50 (5 лет), Пенза-19 (16 лет). Участник ликвидации последствий аварии на комбинате «Маяк» (1955). Будучи командиром роты военных строителей строил промышленные объекты: База  Оборудования   Пензенского Приборостроительного Завода  (второе  производство –начинка  ядерным боезапасом  изделий). Уволен в запас с должности заместителя командира отряда по производству военно-строительного полка в/ч 04201. Отмечен Почётными грамотами и благодарностями командования Центрального управления ВСО Минсредмаша СССР. С 1977 по 2000 работал инженером. отдела вневедомственной охраны, председателем   общества садоводов «Труд» (Пенза -19). Награжден орденами Славы 3-й степ. (1944), Красной Звезды (1962), Отечественной  войны 1-й степени (1985), 17 медалями (в т.ч. «За отвагу» (1944).

 

Интересное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *