Город на Уральском перевале

1946-1956 годы
Вопрос обеспечения строительства квалифици­рованными кадрами после только что закончившейся кровопролитной войны стоял очень остро. Где взять людей? Советское правительство нашло ответ на этот вопрос.

На строительство были направлены военнослужа­щие из сокращаемых воинских частей Восточной Прус­сии и Южно-Уральского военного округа, не отслужив­шие положенный срок. Организаторами и руководите­лями военно-строительных частей в Первом главном управлении при СНК СССР были начальник ПГУ при СНК СССР генерал-полковник Б.Л. Ванников, начальник Главпромстроя НКВД СССР генерал-майор А.Н. Комаровский, начальник Главного управления строительства Н.Н. Волгин, начальники строительств генерал-майоры И.П. Бойков и М.М. Царевский, начальник Главного уп­равления военно-строительных частей генерал-майор И.И. Шевляков. После его ухода в запас, с 1960 по 1966 год, эту должность занимал полковник А.Г. Ишков.

21 декабря 1945 года, когда Первое главное уп­равление при Совете народных комиссаров СССР и Управление строительства № 865 только приступили к приемке площадки, зданий, сооружений и жилых поселков от авиазавода № 261, Правительство СССР приняло постановление о создании военно-строитель­ных частей для строительства предприятий атомной промышленности. Уже на следующий день, 22 де­кабря 1945 года, еще не существующие фактически военно-строительные части были введены в состав Главпромстроя НКВД СССР. 31 декабря 1945 года Уральский военный округ на основании директивы НКО № УФ/1/903 от 27 декабря 1945 года образовал 231 -е Управление военно-строительных батальонов. Оно вошло в состав Управления строительства № 865 НКВД СССР. Формированием его занимался подполковник В.Н. Красильников и его заместитель по политической части А.С. Маркешкин.

Военные строители, прошедшие суровые испыта­ния на полях сражений Великой Отечественной войны, сменили боевое оружие на строительные инструменты.

Поначалу военно-строительные батальоны раз­мещали в производственном корпусе авиазавода на четвертой промышленной площадке. Позднее в этом же корпусе были размещены и первые прибывшие на строительство заключенные. Воины-строители сразу приступили к промышленному строительству и воз­ведению военных городков на площадке, где теперь стоят корпуса УАМЗа.

Весь 1946 год шел поиск оптимальной структуры организации военно-строительных частей и управлений. Первоначально были сформированы отдельные военно-строительные батальоны и управление военно-строительными батальонами при Управлении строительства № 865.

1 октября 1946 года из отдельных батальонов, в соответствии с приказом начальника строительства, были сформированы Первый и Второй военно-строи­тельные полки. Эта структура сохранялась практически до конца 1956 года.

В пятидесятые годы в полках было ликвидировано батальонное звено. Управление военно-строитель­ных частей № 231 Управления строительства № 865 имело в своем составе в январе-апреле 1946 года 589-й и 590-й отдельные военно-строительные ба­тальоны. В мае 1946 года прибыли 94, 95, 96 и 97-е отдельные военно-строительные батальоны. В октяб­ре 1946 года были сформированы Первый и Второй полки. В последующем в состав УВСЧ № 231 входило до пяти-шести полков и ряд отдельных батальонов, а также военный госпиталь. Таким образом, УВСЧ № 231 практически выполняло функции дивизии и даже штаба корпуса.

В марте 1946 года в подчинении санитарного отдела (САНО) УВСЧ был создан военный госпиталь и медико-санитарная часть (МСЧ) в полках, а также военно-врачебная комиссия из трех человек — врачей Е.Г. Брусон и А.В. Кроминой и председателя комиссии Дмитриевой.

15 апреля 1946 года был создан политотдел Уп­равления строительства № 865 и исправительно-тру­дового лагеря-100 (ИТЛ-100). В состав политотдела были включены все партийные организации Управ­ления строительства № 865, УВСЧ и ИТЛ-100. Начальником политотдела был назначен А.А. Васильев. Одновременно создавались и комсомольские органи­зации, которые входили в состав комсомольского отде­ления политотдела строительства и ИТЛ. Помощником начальника политотдела по комсомольской работе была Е. Лебедева.

1 марта 1946 года представитель политотдела Тагилстроя предложил руководству строительства и УВСЧ разработать общие соцобязательства и органи­зовать социалистическое соревнование по объектам, батальонам, ротам, взводам, продумать систему по­ощрений, обратить особое внимание на быт вольно­наемных и офицеров, улучшение жилищных условий. Было решено ускорить ремонт столовой, магазина, открыть парикмахерскую, починочную и пошивочную мастерские, баню, заняться организацией индивиду­альных огородов.

Уже 2 июля 1946 года на активе строительства были приняты соцобязательства. В них входил и такой пункт: «Сдать временные кинотеатры для военно-строитель­ных батальонов на 500 мест к 1 августа 1946 года». (ПАСО.ф. 657, оп. 11, д. 2, л. 5)

19 июня 1946 года было учреждено, а в первых числах июля впервые вручено переходящее Красное знамя за победу в соцсоревновании среди военно-строительных батальонов. Вместе с Красным знаменем победитель получал премию в две тысячи рублей. Особое внимание при подведении итогов соревнова­ния обращалось на «культурные, санитарно-коммунально-бытовые условия».

Красное знамя присуждалось ежемесячно жюри под председательством главного инженера строительства. В состав жюри входил начальник Управления военно-строительных батальонов.

Вот выписка из первого сохранившегося в архиве решения жюри за июнь 1946 года: «Присутствуют: П.А. Глущенко — заместитель начальника политотдела, Б.М. Сердюков — главный инженер строительства, Н.А. Самусевич — заместитель председателя постройкома, З.С.Джилавян — помощник начальника строительства, А.С. Маркешкин — заместитель начальника УВСБ по политчасти, Подносов — начальник планового отдела строительства. По строительным районам: коллекти­ву Второго жилстройрайона (начальник Коленистов, главный инженер А.А. Вержбицкий, партгруппорг Клименко), выполнившему план на 106 процентов, присудить переходящее Красное знамя и премию три тысячи рублей».

С1 марта 1947 года вступил в должность начальника УВСЧ генерал-майор П.К. Сопруненко. Подполковник В.Н.Красильников стал исполнять обязанности началь­ника штаба УВСЧ. В 1947 году были вновь сформиро­ваны 97-й автобатальон, позднее преобразованный в 20-й автополк, дисциплинарная рота и музыкальный взвод при штабе УВСЧ.

В 1947 году в политотделе строительства и ИТЛ и в войсковых частях впервые состоялись выборы в Вер­ховный Совет РСФСР. Личный состав войсковых частей с большим патриотическим подъёмом отнёсся к этому событию. 57 бригад из числа солдати вольнонаёмных рабочихстояли на стахановской вахте в честь выборов и выполнили производственный план на 170-200 процентов. 7 ноября 1947года вышел первый номер многотиражной газеты «Строитель».

1947 год характерен быстрыми темпами наращи­вания строительно-монтажных работ, началом ввода в эксплуатацию первых капитальных объектов, новым в организации и технологии строительных работ. Началась сдача помещений под монтаж основного оборудования. Увеличенный в четыре раза план стро­ительно-монтажных работ был выполнен на 107,4 процента, на 101 процент обеспечена выработка.

Коллектив войсковой части 0517 УВСЧ выполнил годовой план к 1 октября 1947 года на 157 процентов и в соревновании военно-строительных частей Глав-промстроя МВД СССР в честь 30-летия Советского государства завоевал первое место.

В 1948 году резко возрос объем строительно-мон­тажных работ. В феврале 1948 года начался пуск завода Д-1. В связи новым разворотом строительно-монтаж­ных работ были дополнительно сформированы третий, четвертый, седьмой и восьмой военно-строительные полки. В общей сложности в 1948 году в составе УВСЧ было шесть полков и два отдельных батальона. Лич­ный состав войсковых частей использовался как на строительно-монтажных работах, так и на работах по эксплуатации оборудования в цехах заказчика и в цехах подсобных предприятий строительства.

В ноябре 1948 года УВСЧ впервые получило попол­нение — 6221 человека из солдат призыва 1948 года. На 1 января 1949 года на площадке в четырех военно-строительных полках проходили службу 11 880 военнослу­жащих. Они заменили заключенных на промышленной площадке № 1, а позднее и на других площадках.

Как правило, военные строители не уходили с работы до тех пор, пока не было выполнено задание, полностью выработан бетон, раствор и т. п. Чтобы обеспечить сдачу наиболее важных государственных объектов и выпол­нение плана, руководство Главпромстроя МВД СССР ввело девятичасовой рабочий день для военных строи­телей. Вместе с ними в таких же условиях работали ИТР и вольнонаемные рабочие — специалисты, без которых не могли обойтись военные строители, — крановщики, шоферы, электрики и другие. По отношению к ним это было нарушением трудового законодательства. Но ни у кого из строителей такой режим работы в первые послевоенные годы не вызывал протеста. Наоборот, они воспринимали его как выполнение своего патрио­тического долга перед Родиной.

Личный состав УВСЧ в 1948 году достиг производи­тельности труда 183,9 процента. Это была наивысшая производительность труда за все время существова­ния военно-строительных частей. В связи с монтажом основного оборудования на заводе Д-1, наладкой и пробными пусками первых каскадов машин был резко усилен режим секретности, принят ряд прави­тельственных решений, которые сильно ограничили гражданские права. Разъясняя эти решения, начальник строительства генерал И.П. Бойков говорил: «…Есть решение Совета Министров СССР о том, что солдаты демобилизации не подлежат. Если же будут демобили­зованы, то будут оставлены на строительство завода. Тоже и вольнонаемный состав увольнять запрещено, и никто уволен не будет. Наша стройка с каждым днем приобретает все более важное значение, в смысле сохранения государственной тайны». (ПАСО.ф. 657, д. 47, л. 17) Это касалось и освобождавшихся из лагеря заключенных.

«Мы не можем сейчас проводить ни демонс­траций, ни парадов, как это делали раньше, когда выводили весь личный состав УВСЧ на площадь. Мы не можем показывать, сколько людей у нас ра­ботает», — говорил генерал И.П. Бойков на собра­нии партактива 3 декабря 1949 года. (ПАСО. ф. 657, д. 68, л. 144)

В мае 1949 года Управление строительства № 865 было преобразовано в Управление строительства №313 МВД СССР.

В 1950 году, после сдачи в эксплуатацию завода Д-1 и получения полноценной продукции, на строи­тельстве произошла смена руководства. Начальника строительства генерала И.П. Бойкова сменил полков­ник А.С. Пономарев. В январе был отстранен от долж­ности заместитель начальника УВСЧ по политчасти А.С. Маркешкин, на его место назначили А.П. Еф-ременко. В октябре на должность начальника УВСЧ вместо генерал-майора П.К. Сопруненкобыл назначен полковник П.М. Новичихин.

В целях лучшего использования личного состава в мае 1950 года приказом МВД СССР было проведено переформирование войсковых частей УВСЧ со сменой номеров полков и батальонов. Первый военно-стро­ительный полк (ВСП) переформировали в Шестой ВСП, 94-й, 95-й, 590-й военно-строительные баталь­оны (ВСБ) соответственно переименовали в Первый, Второй и Третий батальоны Шестого ВСП. Второй пе­реименован в Седьмой ВСП, а 96-й, 820-й, 833-й ВСБ соответственно в Первый, Второй и Третий батальоны Седьмого ВСП. Третий был переименован в Восьмой ВСП, а 821-й, 834-й, 822-й ВСБ в Первый, Второй и Третий батальоны Восьмого ВСП. Был создан вновь 882-й ВСБ войсковой части 0572.

В 1951—1952 годах произошел спад объемов стро­ительно-монтажных работ, что привело в расформиро­ванию ряда войсковых частей.

В январе-апреле 1952 года был расформирован 20-й автополк войсковой части 0524. Личный состав передан в войсковую часть 01042 (Приказ МВД № 0568 от 18 апреля 1952 года).

В июне 1952 года расформировали войсковую часть 0587 Третьего ВСП. Личный состав передали в войс­ковую часть 11015 Седьмого ВСП.
В июле расформировали Восьмой ВСП и Второй батальон Седьмого ВСП.

К концу года в УВСЧ остались только Шестой и Седьмой ВСП и военный госпиталь.

В октябре 1952 года годовой план строительства увеличили на 20 процентов. Началась подготовка к освоению шестой промышленной площадки. Повы­шенный план строительно-монтажных работ 1952 года строители выполнили на 100 процентов. Было сдано в эксплуатацию 30 294 квадратных метра жилплощади. Выполнение норм выработки личным составом УВСЧ составило 115,2 процента.

1953 год оказался переломным. Отзвуки политичес­кой борьбы в органах власти страны дошли до строи­тельства и военно-строительных частей Главпромстроя МВД СССР. После смерти И.В. Сталина и проведенной в марте 1953 года большой амнистии заключенных начались структурные изменения. Вместо Политбюро ЦК КПСС был создан Президиум ЦК КПСС, который возглавил Н.С. Хрущев. Состав его был расширен. Пер­вое главное управление при Совете Министров СССР преобразовано в Министерство среднего машино­строения СССР. Министром Минсредмаша назначили В.А.Малышева, его заместителем — А. П. Завенягинаи бывшего начальника ПГУ при Совете Министров СССР Б.Л. Ванникова. 21 апреля 1953 года войсковые части Главпромстроя МВД СССР были переданы в Минис­терство обороны СССР и получили новые пятизначные наименования, характерные для Советской армии: 231-е УВСЧ стало войсковой частью 20168.

С 1953 года основной рабочей силой на строи­тельстве стали военнослужащие. В мае 1953 года из Прибалтийского военного округа прибыло 6400 воен­нослужащих 1951 -1952 годов призыва, собранные из разных частей. 6 августа 1953 года отстранили от долж­ности начальника УВСЧ полковника П.М. Новичихина. На эту должность был выдвинут командир Седьмого ВСП подполковник Н.В. Малый, окончивший военный институт МВД СССР.

С 1 декабря 1953 года Управление строительства объединили со штабом УВСЧ, а все строительные подразделения — с войсковыми частями. В связи с этим начальником УВСЧ назначили начальника стро­ительства подполковника А.Н. Консулова.

В декабре 1953 года в состав УВСЧ прибыл новый полк. Таким образом, в УВСЧ стало пять полков и два отдельных батальона общей численностью двадцать тысяч человек.

1954 год начали с объединения войсковых частей со строительными подразделениями. На этот раз ко­мандирами частей назначали в большинстве случаев работников производства. И опять объединение не дало желаемого результата.

В июле 1954 года они вновь были разъединены в самостоятельные хозяйственные структуры. 5 февраля 1954 года войсковая часть 11016 (военный госпиталь) была упразднена и ее функции переданы МСЧ-31.

В июле 1954 года для подготовки кадров младших командиров в составе УВСЧ была создана школа сер­жантского состава. Задачи, поставленные на 1954 год, были более сложные: план строительно-монтажных работ увеличен на 40 процентов, а план объема ввода жилья и объектов соцкультбыта вырос в три раза.

В начале года политотдел и ВСЧ учредили еще три переходящих Красных знамени — два батальонных и одно полковое. В феврале 1954 года началось строи­тельство шестой промышленной площадки, продол­жавшееся до 1957 года.

Ввести в эксплуатацию оборудование корпуса № 1 (здание 201) завода Д-5 требовалось не позднее 1 января 1956 года, а всего завода — не позднее чет­вертого квартала 1956 года. Для обеспечения этих работ в УВСЧ было создано девять войсковых частей: 8020, 8021 (г. Свердловск), 532, 5598, 20169, 01046, 11112,62857,0572 (строительство ЛЭП). Начато стро­ительство военного городка барачного типа в районе УПП для размещения личного состава, работавшего в УПП и на шестой площадке. На 1 января 1956 года в УВСЧ было одиннадцать войсковых частей.

За работу в первом квартале 1956 года Управлению строительства вручили переходящее Красное знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС. Управление вой­сковых частей при Управлении строительства № 313 приказом Минсредмаша № 780сс от 18 декабря 1956 года было расформировано. Личный состав переве­ден на положение военно-строительных отрядов.

Источник: http://city.novour.com/%D0%9E-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B8/%D0%93%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%94-%D0%9D%D0%90-%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%9C-%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%92%D0%90%D0%9B%D0%95/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8/

Интересное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *