Город на Уральском перевале
1946-1956 годы
Вопрос обеспечения строительства квалифицированными кадрами после только что закончившейся кровопролитной войны стоял очень остро. Где взять людей? Советское правительство нашло ответ на этот вопрос.
На строительство были направлены военнослужащие из сокращаемых воинских частей Восточной Пруссии и Южно-Уральского военного округа, не отслужившие положенный срок. Организаторами и руководителями военно-строительных частей в Первом главном управлении при СНК СССР были начальник ПГУ при СНК СССР генерал-полковник Б.Л. Ванников, начальник Главпромстроя НКВД СССР генерал-майор А.Н. Комаровский, начальник Главного управления строительства Н.Н. Волгин, начальники строительств генерал-майоры И.П. Бойков и М.М. Царевский, начальник Главного управления военно-строительных частей генерал-майор И.И. Шевляков. После его ухода в запас, с 1960 по 1966 год, эту должность занимал полковник А.Г. Ишков.
21 декабря 1945 года, когда Первое главное управление при Совете народных комиссаров СССР и Управление строительства № 865 только приступили к приемке площадки, зданий, сооружений и жилых поселков от авиазавода № 261, Правительство СССР приняло постановление о создании военно-строительных частей для строительства предприятий атомной промышленности. Уже на следующий день, 22 декабря 1945 года, еще не существующие фактически военно-строительные части были введены в состав Главпромстроя НКВД СССР. 31 декабря 1945 года Уральский военный округ на основании директивы НКО № УФ/1/903 от 27 декабря 1945 года образовал 231 -е Управление военно-строительных батальонов. Оно вошло в состав Управления строительства № 865 НКВД СССР. Формированием его занимался подполковник В.Н. Красильников и его заместитель по политической части А.С. Маркешкин.
Военные строители, прошедшие суровые испытания на полях сражений Великой Отечественной войны, сменили боевое оружие на строительные инструменты.
Поначалу военно-строительные батальоны размещали в производственном корпусе авиазавода на четвертой промышленной площадке. Позднее в этом же корпусе были размещены и первые прибывшие на строительство заключенные. Воины-строители сразу приступили к промышленному строительству и возведению военных городков на площадке, где теперь стоят корпуса УАМЗа.
Весь 1946 год шел поиск оптимальной структуры организации военно-строительных частей и управлений. Первоначально были сформированы отдельные военно-строительные батальоны и управление военно-строительными батальонами при Управлении строительства № 865.
1 октября 1946 года из отдельных батальонов, в соответствии с приказом начальника строительства, были сформированы Первый и Второй военно-строительные полки. Эта структура сохранялась практически до конца 1956 года.
В пятидесятые годы в полках было ликвидировано батальонное звено. Управление военно-строительных частей № 231 Управления строительства № 865 имело в своем составе в январе-апреле 1946 года 589-й и 590-й отдельные военно-строительные батальоны. В мае 1946 года прибыли 94, 95, 96 и 97-е отдельные военно-строительные батальоны. В октябре 1946 года были сформированы Первый и Второй полки. В последующем в состав УВСЧ № 231 входило до пяти-шести полков и ряд отдельных батальонов, а также военный госпиталь. Таким образом, УВСЧ № 231 практически выполняло функции дивизии и даже штаба корпуса.
В марте 1946 года в подчинении санитарного отдела (САНО) УВСЧ был создан военный госпиталь и медико-санитарная часть (МСЧ) в полках, а также военно-врачебная комиссия из трех человек — врачей Е.Г. Брусон и А.В. Кроминой и председателя комиссии Дмитриевой.
15 апреля 1946 года был создан политотдел Управления строительства № 865 и исправительно-трудового лагеря-100 (ИТЛ-100). В состав политотдела были включены все партийные организации Управления строительства № 865, УВСЧ и ИТЛ-100. Начальником политотдела был назначен А.А. Васильев. Одновременно создавались и комсомольские организации, которые входили в состав комсомольского отделения политотдела строительства и ИТЛ. Помощником начальника политотдела по комсомольской работе была Е. Лебедева.
1 марта 1946 года представитель политотдела Тагилстроя предложил руководству строительства и УВСЧ разработать общие соцобязательства и организовать социалистическое соревнование по объектам, батальонам, ротам, взводам, продумать систему поощрений, обратить особое внимание на быт вольнонаемных и офицеров, улучшение жилищных условий. Было решено ускорить ремонт столовой, магазина, открыть парикмахерскую, починочную и пошивочную мастерские, баню, заняться организацией индивидуальных огородов.
Уже 2 июля 1946 года на активе строительства были приняты соцобязательства. В них входил и такой пункт: «Сдать временные кинотеатры для военно-строительных батальонов на 500 мест к 1 августа 1946 года». (ПАСО.ф. 657, оп. 11, д. 2, л. 5)
19 июня 1946 года было учреждено, а в первых числах июля впервые вручено переходящее Красное знамя за победу в соцсоревновании среди военно-строительных батальонов. Вместе с Красным знаменем победитель получал премию в две тысячи рублей. Особое внимание при подведении итогов соревнования обращалось на «культурные, санитарно-коммунально-бытовые условия».
Красное знамя присуждалось ежемесячно жюри под председательством главного инженера строительства. В состав жюри входил начальник Управления военно-строительных батальонов.
Вот выписка из первого сохранившегося в архиве решения жюри за июнь 1946 года: «Присутствуют: П.А. Глущенко — заместитель начальника политотдела, Б.М. Сердюков — главный инженер строительства, Н.А. Самусевич — заместитель председателя постройкома, З.С.Джилавян — помощник начальника строительства, А.С. Маркешкин — заместитель начальника УВСБ по политчасти, Подносов — начальник планового отдела строительства. По строительным районам: коллективу Второго жилстройрайона (начальник Коленистов, главный инженер А.А. Вержбицкий, партгруппорг Клименко), выполнившему план на 106 процентов, присудить переходящее Красное знамя и премию три тысячи рублей».
С1 марта 1947 года вступил в должность начальника УВСЧ генерал-майор П.К. Сопруненко. Подполковник В.Н.Красильников стал исполнять обязанности начальника штаба УВСЧ. В 1947 году были вновь сформированы 97-й автобатальон, позднее преобразованный в 20-й автополк, дисциплинарная рота и музыкальный взвод при штабе УВСЧ.
В 1947 году в политотделе строительства и ИТЛ и в войсковых частях впервые состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. Личный состав войсковых частей с большим патриотическим подъёмом отнёсся к этому событию. 57 бригад из числа солдати вольнонаёмных рабочихстояли на стахановской вахте в честь выборов и выполнили производственный план на 170-200 процентов. 7 ноября 1947года вышел первый номер многотиражной газеты «Строитель».
1947 год характерен быстрыми темпами наращивания строительно-монтажных работ, началом ввода в эксплуатацию первых капитальных объектов, новым в организации и технологии строительных работ. Началась сдача помещений под монтаж основного оборудования. Увеличенный в четыре раза план строительно-монтажных работ был выполнен на 107,4 процента, на 101 процент обеспечена выработка.
Коллектив войсковой части 0517 УВСЧ выполнил годовой план к 1 октября 1947 года на 157 процентов и в соревновании военно-строительных частей Глав-промстроя МВД СССР в честь 30-летия Советского государства завоевал первое место.
В 1948 году резко возрос объем строительно-монтажных работ. В феврале 1948 года начался пуск завода Д-1. В связи новым разворотом строительно-монтажных работ были дополнительно сформированы третий, четвертый, седьмой и восьмой военно-строительные полки. В общей сложности в 1948 году в составе УВСЧ было шесть полков и два отдельных батальона. Личный состав войсковых частей использовался как на строительно-монтажных работах, так и на работах по эксплуатации оборудования в цехах заказчика и в цехах подсобных предприятий строительства.
В ноябре 1948 года УВСЧ впервые получило пополнение — 6221 человека из солдат призыва 1948 года. На 1 января 1949 года на площадке в четырех военно-строительных полках проходили службу 11 880 военнослужащих. Они заменили заключенных на промышленной площадке № 1, а позднее и на других площадках.
Как правило, военные строители не уходили с работы до тех пор, пока не было выполнено задание, полностью выработан бетон, раствор и т. п. Чтобы обеспечить сдачу наиболее важных государственных объектов и выполнение плана, руководство Главпромстроя МВД СССР ввело девятичасовой рабочий день для военных строителей. Вместе с ними в таких же условиях работали ИТР и вольнонаемные рабочие — специалисты, без которых не могли обойтись военные строители, — крановщики, шоферы, электрики и другие. По отношению к ним это было нарушением трудового законодательства. Но ни у кого из строителей такой режим работы в первые послевоенные годы не вызывал протеста. Наоборот, они воспринимали его как выполнение своего патриотического долга перед Родиной.
Личный состав УВСЧ в 1948 году достиг производительности труда 183,9 процента. Это была наивысшая производительность труда за все время существования военно-строительных частей. В связи с монтажом основного оборудования на заводе Д-1, наладкой и пробными пусками первых каскадов машин был резко усилен режим секретности, принят ряд правительственных решений, которые сильно ограничили гражданские права. Разъясняя эти решения, начальник строительства генерал И.П. Бойков говорил: «…Есть решение Совета Министров СССР о том, что солдаты демобилизации не подлежат. Если же будут демобилизованы, то будут оставлены на строительство завода. Тоже и вольнонаемный состав увольнять запрещено, и никто уволен не будет. Наша стройка с каждым днем приобретает все более важное значение, в смысле сохранения государственной тайны». (ПАСО.ф. 657, д. 47, л. 17) Это касалось и освобождавшихся из лагеря заключенных.
«Мы не можем сейчас проводить ни демонстраций, ни парадов, как это делали раньше, когда выводили весь личный состав УВСЧ на площадь. Мы не можем показывать, сколько людей у нас работает», — говорил генерал И.П. Бойков на собрании партактива 3 декабря 1949 года. (ПАСО. ф. 657, д. 68, л. 144)
В мае 1949 года Управление строительства № 865 было преобразовано в Управление строительства №313 МВД СССР.
В 1950 году, после сдачи в эксплуатацию завода Д-1 и получения полноценной продукции, на строительстве произошла смена руководства. Начальника строительства генерала И.П. Бойкова сменил полковник А.С. Пономарев. В январе был отстранен от должности заместитель начальника УВСЧ по политчасти А.С. Маркешкин, на его место назначили А.П. Еф-ременко. В октябре на должность начальника УВСЧ вместо генерал-майора П.К. Сопруненкобыл назначен полковник П.М. Новичихин.
В целях лучшего использования личного состава в мае 1950 года приказом МВД СССР было проведено переформирование войсковых частей УВСЧ со сменой номеров полков и батальонов. Первый военно-строительный полк (ВСП) переформировали в Шестой ВСП, 94-й, 95-й, 590-й военно-строительные батальоны (ВСБ) соответственно переименовали в Первый, Второй и Третий батальоны Шестого ВСП. Второй переименован в Седьмой ВСП, а 96-й, 820-й, 833-й ВСБ соответственно в Первый, Второй и Третий батальоны Седьмого ВСП. Третий был переименован в Восьмой ВСП, а 821-й, 834-й, 822-й ВСБ в Первый, Второй и Третий батальоны Восьмого ВСП. Был создан вновь 882-й ВСБ войсковой части 0572.
В 1951—1952 годах произошел спад объемов строительно-монтажных работ, что привело в расформированию ряда войсковых частей.
В январе-апреле 1952 года был расформирован 20-й автополк войсковой части 0524. Личный состав передан в войсковую часть 01042 (Приказ МВД № 0568 от 18 апреля 1952 года).
В июне 1952 года расформировали войсковую часть 0587 Третьего ВСП. Личный состав передали в войсковую часть 11015 Седьмого ВСП.
В июле расформировали Восьмой ВСП и Второй батальон Седьмого ВСП.
К концу года в УВСЧ остались только Шестой и Седьмой ВСП и военный госпиталь.
В октябре 1952 года годовой план строительства увеличили на 20 процентов. Началась подготовка к освоению шестой промышленной площадки. Повышенный план строительно-монтажных работ 1952 года строители выполнили на 100 процентов. Было сдано в эксплуатацию 30 294 квадратных метра жилплощади. Выполнение норм выработки личным составом УВСЧ составило 115,2 процента.
1953 год оказался переломным. Отзвуки политической борьбы в органах власти страны дошли до строительства и военно-строительных частей Главпромстроя МВД СССР. После смерти И.В. Сталина и проведенной в марте 1953 года большой амнистии заключенных начались структурные изменения. Вместо Политбюро ЦК КПСС был создан Президиум ЦК КПСС, который возглавил Н.С. Хрущев. Состав его был расширен. Первое главное управление при Совете Министров СССР преобразовано в Министерство среднего машиностроения СССР. Министром Минсредмаша назначили В.А.Малышева, его заместителем — А. П. Завенягинаи бывшего начальника ПГУ при Совете Министров СССР Б.Л. Ванникова. 21 апреля 1953 года войсковые части Главпромстроя МВД СССР были переданы в Министерство обороны СССР и получили новые пятизначные наименования, характерные для Советской армии: 231-е УВСЧ стало войсковой частью 20168.
С 1953 года основной рабочей силой на строительстве стали военнослужащие. В мае 1953 года из Прибалтийского военного округа прибыло 6400 военнослужащих 1951 -1952 годов призыва, собранные из разных частей. 6 августа 1953 года отстранили от должности начальника УВСЧ полковника П.М. Новичихина. На эту должность был выдвинут командир Седьмого ВСП подполковник Н.В. Малый, окончивший военный институт МВД СССР.
С 1 декабря 1953 года Управление строительства объединили со штабом УВСЧ, а все строительные подразделения — с войсковыми частями. В связи с этим начальником УВСЧ назначили начальника строительства подполковника А.Н. Консулова.
В декабре 1953 года в состав УВСЧ прибыл новый полк. Таким образом, в УВСЧ стало пять полков и два отдельных батальона общей численностью двадцать тысяч человек.
1954 год начали с объединения войсковых частей со строительными подразделениями. На этот раз командирами частей назначали в большинстве случаев работников производства. И опять объединение не дало желаемого результата.
В июле 1954 года они вновь были разъединены в самостоятельные хозяйственные структуры. 5 февраля 1954 года войсковая часть 11016 (военный госпиталь) была упразднена и ее функции переданы МСЧ-31.
В июле 1954 года для подготовки кадров младших командиров в составе УВСЧ была создана школа сержантского состава. Задачи, поставленные на 1954 год, были более сложные: план строительно-монтажных работ увеличен на 40 процентов, а план объема ввода жилья и объектов соцкультбыта вырос в три раза.
В начале года политотдел и ВСЧ учредили еще три переходящих Красных знамени — два батальонных и одно полковое. В феврале 1954 года началось строительство шестой промышленной площадки, продолжавшееся до 1957 года.
Ввести в эксплуатацию оборудование корпуса № 1 (здание 201) завода Д-5 требовалось не позднее 1 января 1956 года, а всего завода — не позднее четвертого квартала 1956 года. Для обеспечения этих работ в УВСЧ было создано девять войсковых частей: 8020, 8021 (г. Свердловск), 532, 5598, 20169, 01046, 11112,62857,0572 (строительство ЛЭП). Начато строительство военного городка барачного типа в районе УПП для размещения личного состава, работавшего в УПП и на шестой площадке. На 1 января 1956 года в УВСЧ было одиннадцать войсковых частей.
За работу в первом квартале 1956 года Управлению строительства вручили переходящее Красное знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС. Управление войсковых частей при Управлении строительства № 313 приказом Минсредмаша № 780сс от 18 декабря 1956 года было расформировано. Личный состав переведен на положение военно-строительных отрядов.
Добавить комментарий